Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
04.03.2015
- Можно ли в детской государственной стоматологической поликлинике ввести должность контрактного управляющего? Появилась ли она в едином квалификационном справочнике должностей?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время квалификационные справочники не содержат должности контрактного управляющего, а также отсутствует соответствующий профессиональный стандарт, поэтому, на наш взгляд, государственным и муниципальным учреждениям не следует вводить в штатное расписание такую должность. Достаточно назначить из числа своих работников ответственное должностное лицо, соответствующее установленным требованиям к образованию, включив в его трудовую функцию соответствующие функции и полномочия.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего). Указанное лицо должно иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). До 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, по смыслу закона в настоящее время введение отдельной должности "контрактного управляющего" не является обязательным - заказчик должен лишь назначить из числа своих работников ответственное должностное лицо, соответствующее установленным требованиям к образованию, включив в его трудовую функцию функции и полномочия, перечисленные в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ*(1).
В то же время, как видно из п.п. 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, заказчиком по нему могут выступать только государственные или муниципальные учреждения (в том числе и органы власти в указанных организационно-правовых формах), которые, согласно части пятой ст. 144 ТК РФ, обязаны учитывать положения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) или профессиональных стандартов при установлении систем оплаты труда.
Подпунктом "д" пункта 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 (протокол N 11), определено, что применение ЕТКС и ЕКС или профессиональных стандартов для государственных и муниципальных учреждений обязательно и направлено, в частности, на установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Таким образом, нормы ТК РФ обязывают государственные и муниципальные учреждения учитывать положения ЕТКС и ЕКС или профессиональных стандартов при установлении системы оплаты труда. При этом, безусловно, должно соблюдаться требование части второй ст. 57 ТК РФ о соответствии таких наименований должностям, указанным в квалификационных справочниках, в случаях предоставления работникам компенсаций и льгот либо наличия ограничений, предусмотренных законодательством.
На наш взгляд, каких-либо компенсаций, льгот и ограничений в связи с выполнением работ по должности контрактного управляющего законодательством не предусмотрено. Поэтому формально закон не запрещает заказчику вводить в свой штат соответствующую должность, трудовая функция по которой будет состоять исключительно из перечисленных в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ функций и полномочий. Однако для выполнения требований частей третьей и пятой ст. 144 ТК РФ необходимо, чтобы требования к квалификации сотрудников соответствовали предусмотренным в соответствующих разделах ЕТКС, ЕКС или профессиональных стандартов. На наш взгляд, только при соответствии квалификационных характеристик должностей, указанных в штатном расписании, должностным обязанностям и квалификационным требованиям, предусмотренным ЕТКС, ЕКС или профессиональными стандартами, может быть выполнено требование законодательства об установлении системы оплаты труда в учреждении с учетом распределения должностей служащих по профессиональным квалификационным группам.
Иными словами, учреждение вправе ввести в штатное расписание должность контрактного управляющего в том случае, если в ЕТКС, ЕКС содержится должность с другим наименованием, но аналогичная указанной по должностным обязанностями и требованиям к квалификации. Если это условие выполняется, то оклад по должности контрактного управляющего устанавливается таким же образом, как устанавливался бы оклад по содержащейся в ЕТКС, ЕКС должности с совпадающими должностными обязанностями и квалификационными требованиями.
Однако в настоящее время ЕТКС и ЕКС не содержат должности контрактного управляющего, а также отсутствует соответствующий профессиональный стандарт. Согласно п. 4 письма Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 N Д28И-1889 на стадии заключения находится государственный контракт на разработку профессиональных стандартов контрактного управляющего, работника контрактной службы. После утверждения профессиональных стандартов соответствующим нормативным правовым актом будут определены профессиональные и квалификационные требования к контрактному управляющему, в том числе установлена тождественность наименования должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованию должности, профессии и специальности, содержащихся в соответствующем профессиональном стандарте (ст. 195.1 ТК РФ).
Поэтому, на наш взгляд, государственным и муниципальным учреждениям не следует вводить в штатное расписание должность контрактного управляющего. Как указывалось выше, учреждению достаточно назначить из числа своих работников ответственное должностное лицо, соответствующее установленным требованиям к образованию, включив в его трудовую функцию соответствующие функции и полномочия, перечисленные в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 4 Общих положений ЕКС в процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. Однако необходимо учитывать, что возложение функций контрактного управляющего на уже работающего у заказчика работника должно осуществляться с соблюдением требований Трудового кодекса РФ.
Согласно части первой ст. 15, части второй ст. 57 ТК РФ работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (трудовая функция) являются одним из условий трудового договора. Изменение же определенных сторонами условий трудового договора на основании ст. 72 ТК РФ допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Изменить условие о трудовой функции работника в одностороннем порядке работодатель не вправе (часть первая ст. 74 ТК РФ). Поэтому для расширения должностных обязанностей какого-либо определенного специалиста и включения в них обязанностей контрактного управляющего работодателю необходимо заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. В свою очередь, содержание штатного расписания и трудовой книжки работника в данном случае корректироваться не должно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
9 февраля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Отметим также, что, по мнению Министерства экономического развития РФ, в качестве контрактного управляющего могут быть назначены только лица из числа сотрудников заказчика (письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним