Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
04.03.2015
- Можно ли в описании объекта закупки при подготовке котировочной заявки указывать требуемый химический состав закупаемых товаров?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик вправе установить в документации о закупке требования к химическому составу закупаемых товаров, только если подобные требования не ограничат количество участников закупки.
Обоснование позиции:
К сожалению, однозначно ответить на вопрос не представляется возможным. Поясним почему.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в ст. 33 устанавливает единые требования, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупок, вне зависимости от способа осуществления закупок.
Так, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. При этом, как следует из п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Ни Законом N 44-ФЗ, ни Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не запрещено включать в документацию об аукционе требование к физико-химическим показателям товара. Запрещено только установление таких требований, которые ограничивают конкуренцию. Какого-либо перечня таких требований, описания, позволяющего определять их таковыми, в законодательстве не содержится, то есть это является оценочной категорией. Соответственно, если правомерность установления такого требования будет рассматриваться в суде, суд должен будет оценивать его каждый раз особо, исходя из конкретных обстоятельств каждого отдельного дела.
В связи с этим отметим, что в ряде случаев суды и контролирующие органы не считают включение в документацию о закупке требований к химическому составу закупаемых товаров ограничением конкуренции, в частности, когда это соответствует требованиям ГОСТов и технических регламентов (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.2014 N Ф01-4888/14 по делу N А28-2623/2014, решение Федеральной антимонопольной службы от 23.09.2014 N К-1384/14).
Определенные требования к химическому составу закупаемых товаров, если эти товары являются расходными материалами к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, могут быть обусловлены необходимостью соблюдения требований технической документации на такие машины и оборудование. Закон N 44-ФЗ упоминает о таких требованиях только в связи с возможностью указания в документации конкретных товарных знаков без слов "или эквивалент" (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ), однако полагаем, что указание химического состава товара без конкретного товарного знака тем более допустимо.
Однако когда включение подобных требований затрудняет возможность определить объект закупки, содержит противоречивые требования либо излишне детализировано, подобное описание объекта закупки признается ограничивающим число участников закупки (смотрите, например, решение ФАС России от 31.01.2014 N К-172/14, решение ФАС России от 18.08.2014 N К-1206/14, решение УФАС России по РТ от 11.04.2014 N Т04-69/2014).
Таким образом, заказчик вправе установить в документации о закупке требования к химическому составу закупаемых товаров, только если подобное требование не ограничит количество участников закупки. Окончательно же вопрос о правомерности включения подобного требования в документацию о закупке в рассматриваемом случае может дать только суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
9 февраля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним