Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.03.2015
ВОПРОС:
В соответствии со ст. 168 ТК РФ размеры возмещения командировочных расходов работникам федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 729 установлены размеры расходов по найму жилого помещения, расходов на выплату суточных, расходов на проезд. Этим же постановлением предусмотрено, что расходы, превышающие установленные, возмещаются за счет экономии, сложившейся в процессе исполнения бюджетной сметы, а также плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Автономным учреждением командировочные расходы в нормативных затратах по государственному заданию не предусмотрены. Командировочные расходы оплачиваются в рамках приносящей доход деятельности и за счет средств субсидий на иные цели (целевые программы по международной конкурентоспособности). Соглашение по субсидиям на иные цели не содержит конкретных ограничений по размерам командировочных расходов. В учреждении имеется положение о командировках.
Какими документами можно обосновать экономию, возникшую в процессе исполнения плана ФХД?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обоснование экономии, возникшей в процессе исполнения плана ФХД, актуально в рамках выполнения автономным учреждением государственного задания. При этом в настоящее время законодательство и разъяснения специалистов Минфина не содержат конкретных требований к документальному оформлению обоснования экономии, возникшей в процессе исполнения плана ФХД.
Направления расходования средств от приносящей доход деятельности учреждения определяют самостоятельно путем утверждения (изменения) показателей Плана ФХД учреждения. Вопрос обоснования экономии субсидии на иные цели для учреждения является неактуальным, так как неиспользованные остатки (экономия субсидии) подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Обоснование вывода:
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и собственных средств учреждения, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Средства на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания согласно абзацу первому п. 1 ст. 78.1 БК РФ предоставляются бюджетным (автономным) учреждениям для достижения определенной цели - выполнения задания, а направления расходования этих средств и средств от приносящей доходы деятельности учреждения определяют самостоятельно путем утверждения (изменения) показателей Плана ФХД учреждения.
Определение объемов доходов и направлений расходов в Плане ФХД учреждения осуществляется еще на этапе планирования бюджета. В течение финансового года данные показатели могут изменяться, поэтому у учреждения может возникнуть необходимость в изменении первоначально утвержденных плановых значений, например:
- корректировке суммы поступлений;
- корректировке суммы выплат, в том числе и перераспределении образовавшейся экономии между видами выплат и т.п.
Во многих письмах финансового ведомства речь идет об экономии средств субсидии на выполнение задания (смотрите, например, письма Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293, от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106, от 08.10.2012 N 02-13-06/4132). В этих письмах нет ссылок на положения ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", напротив, из их содержания можно сделать вывод - автономные учреждения могут "зафиксировать" экономию средств субсидии уже в течение года.
Однако вопрос о том, каким образом может быть "зафиксирована" экономия, запланированная и достигнутая бюджетным учреждением в течение года, в настоящее время остается открытым.
В части командировочных расходов, оплачиваемых в рамках приносящей доход деятельности, мы полагаем, что учреждению целесообразно разработать расшифровку "лимитов" - размеров возмещения командировочных расходов, в том числе превышающих установленные постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729. Подобная расшифровка может являться дополнением к Положению учреждения о командировках.
Конкретные условия предоставления субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевых субсидий), как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация о:
- целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
- порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
- порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
Поэтому во избежание спорных ситуаций в части расходования средств целевых субсидий, в том числе и на командировочные расходы, подобный вопрос следует урегулировать положениями соглашения на предоставление целевых субсидий. В отсутствии конкретных ограничений по размерам командировочных расходов учреждению целесообразно обратиться за разъяснениями к учредителю.
Обратите внимание: в случае образования экономии средств целевой субсидии (образования ее остатка) она подлежат перечислению в соответствующий бюджет, если согласно решению органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении конкретных учреждений, не принято в установленном порядке решение об использовании остатка в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели (ч.ч. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
В этой связи вопрос обоснования экономии субсидии на иные цели для учреждения является неактуальным.

К сведению:
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 252-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5% до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения;
- Энциклопедия решений. Внесение изменений в План ФХД бюджетного (автономного) учреждения;
- Энциклопедия решений. Субсидия на иные цели (целевая субсидия);
- Энциклопедия решений. Расходы, осуществляемые за счет субсидий на иные цели (целевых субсидий);
- Энциклопедия решений. Использование в бюджетном (автономном) учреждении остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

12 февраля 2015 г.

Все консультации данной рубрики