Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

10.03.2015
ВОПРОС:
Какие рабочие места декларируются после проведения специальной оценки условий труда?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
После проведения специальной оценки условий труда декларируются те рабочие места, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены.

Обоснование вывода:
Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (ст. 212 ТК РФ). Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - также Декларация).
Таким образом, Декларация должна быть подана работодателем в отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми и соответствующими государственным нормативным требованиям охраны труда.
Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в силу ч. 2 ст. 11 Закона N 426-ФЗ утверждены приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 07.02.2014 N 80н (Приложение 1 и Приложение 2 соответственно). Согласно п.п. 3 и 5 Приложения 2 Декларация подается в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения работодателя в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
Декларация действительна в течение пяти лет; этот срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).
Отметим, что с 1 января 2016 года результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ст. 18 и ст. 28 Закона N 426-ФЗ).

К сведению:
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов установлена Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной в силу ч. 3 ст. 8 Закона N 426-ФЗ приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 24.01.2014 N 33н (далее - Методика, Приказ N 33н).
Пунктом 6 Методики установлено, что имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором (Приложение N 2 к Приказу N 33н). Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III Методики.
В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся (п. 8 Методики).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

16 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики