Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

12.03.2015
ВОПРОС:
В адрес ООО поступило требование из налогового органа о представлении документов (информации) в порядке ст. 93 НК РФ вне рамок налоговой проверки с припиской: "В связи с обоснованной необходимостью получения информации относительно конкретной сделки". В требовании указаны стороны сделки (при этом относительно одной сделки не указан номер, по другой сделке номер указан, однако с таким номером нет заключенного договора). Кроме того, запрошены книги продаж за год, смета доходов и расходов за год, штатное расписание для определения взаимоотношений между участниками запрашиваемой сделки.
Правомерно ли истребовать документы вне рамок проверки, если не указано, чем обоснована необходимость такого требования? Правомерно ли истребовать документы, если запрашиваемые документы невозможно идентифицировать (с искажением номера)? Правомерно ли истребовать документы, если ряд сопутствующих бухгалтерских документов не относятся непосредственно к сделке в рамках п. 2 ст. 93 НК РФ? Есть ли исчерпывающий перечень документов, который можно запрашивать в рамках п. 2 ст. 93 НК РФ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговый орган вправе истребовать у организации вне рамок проведения налоговых проверок документы (информацию) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. Налоговый орган не обязан обосновывать перед налогоплательщиком необходимость получения информации, но при этом требования должны отвечать положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, (то есть должны содержать обоснование необходимости получения информации относительно конкретной сделки и позволять ее идентифицировать).
Статья 93.1 НК РФ не содержит конкретного перечня истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Обоснование вывода:
Статьей 93 НК РФ регламентируется порядок истребования документов при проведении налоговой проверки, нормы данной статьи не предусматривают права налоговых органов истребовать какие-либо документы у налогоплательщиков вне рамок проведения налоговых проверок.
Вместе с тем такое право предусмотрено ст. 93.1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Следует заметить, что ст. 93.1 НК РФ не содержит конкретного перечня истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
С точки зрения финансистов, к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, связанную с деятельностью проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (письмо Минфина России от 09.10.2012 N 03-02-07/1-246, от 19.05.2010 N 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438).
Подобное мнение выражено и в письме ФНС от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869, в котором изложено требование об указании, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а также при истребовании информации относительно конкретной сделки должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
При этом, как указывается в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 N 05АП-6055/12, в полномочия налогоплательщика не входит оценка степени обоснованности возникшей у налогового органа необходимости получения информации.
В соответствии с положениями п.п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ необходимым условием истребования документов является указание налоговым органом сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в связи с которой запрашиваются документы (смотрите также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 N А29-8136/2011 и от 06.06.2012 N А29-7946/2011, ФАС Дальневосточного округа от 15.02.2012 N Ф03-6511/2011, ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 N Ф06-7328/11 по делу N А72-8582/2010, ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2011 N Ф07-1984/11 по делу N А56-36253/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2009 N Ф04-3976/2009(10033-А27-41), от 02.02.2009 N Ф04-8010/2008(18346-А46-41).
Таким образом, в случае если у налогового органа необходимость получения дополнительной информации возникла вне рамок проведения налоговых проверок, то, соответственно, оспариваемые требования должны отвечать положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ (то есть должны содержать обоснование необходимости получения информации относительно конкретной сделки и позволять ее идентифицировать) (Определение ВАС РФ от 31.01.2013 N ВАС-16732/12 по делу N А51-6351/2012).В противном случае они нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по представлению документов, не предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ (смотрите, к примеру, Постановление ФАС ДВО от 02.11.2012 N Ф03-5016/2012).
Как показывает правоприменительная практика, привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление истребованных налоговым органом документов возможно только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у налогоплательщика в наличии и у него была реальная возможность представить их в указанный срок (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 12.05.2009 N А09-12352/2008, ФАС Северо-Западного округа от 24.06.2008 N А21-7879/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 13.05.2009 N А17-5956/2008).
Что касается представления первичных документов, в частности карточек по бухгалтерским счетам 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками и 90 "Продажи", то, по мнению судей, выраженному в постановлении Верховного Суда РФ от 21.08.2013 N 73-АД13-3, они являются документами бухгалтерского учета организации, получившей требование, и не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика. При этом высока вероятность отстаивания права не представлять регистры бухгалтерского и налогового учета в суде.
В заключение напоминаем, что подпунктом 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам. Поэтому считаем, что если в требовании налогового органа перечислены документы с несуществующими номерами, организация вправе такое требование не выполнять и представить только те документы, которые четко идентифицированы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шишкина Ольга

Ответ прошел контроль качества

16 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики