Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

12.03.2015
ВОПРОС:
Федеральное бюджетное учреждение реализовало металлолом, который получен от списания особо ценного движимого имущества.
Необходимо ли было приходовать металлолом, а затем списывать его в реализацию, или достаточно списания металлолома и приходования полученных от реализации денежных средств?
Нужно ли перечислять полученные средства в доход бюджета?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Составные части списанных основных средств, соответствующие критериям отнесения к нефинансовым активам, учитываются в составе материальных запасов.
Суммы, поступающие бюджетному учреждению за реализованный металлолом, к доходам бюджета не относятся и поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Обоснование вывода:
Имущество государственного учреждения, не пригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. Порядок списания имущества регламентирован специально разработанными положениями. На федеральном уровне это Положение о списании федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.
В результате реализации мероприятий, предусмотренных актами о списании объектов основных средств, в распоряжение учреждений поступают отходы (в частности металлолом), а также комплектующие, запасные части и другие "вторичные" материалы.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Учитывая положения п.п. 2, 3 ст. 299 ГК РФ, можно сделать вывод, что весь металлолом и иные отходы, поступающие в связи со списанием объектов имущества, принадлежат учреждению на праве оперативного управления.
Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ и п. 10 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Данная позиция озвучена также в письме Минфина России от 16.04.2012 N 02-04-10/1305, в котором рассмотрен вопрос об использовании федеральными бюджетными учреждениями доходов от реализации металлолома, полученного после разборки списанного федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.
Факт поступления "вторичных" материалов в распоряжение учреждения еще не означает, что все полученные детали подлежат балансовому учету - оприходовать можно только те, которые соответствуют критериям отнесения к нефинансовым активам, то есть пригодны для использования в деятельности учреждения, переработки, реализации. Это следует из экономического смысла понятия "актив".
Иными словами, составные части, которые могут рассматриваться в качестве нефинансовых активов, учитываются в составе материальных запасов (п.п. 22, 98 Инструкции N 157н).
По общему правилу бюджетные учреждения должны отражать такие приходные операции в рамках приносящей доход деятельности. Дело в том, что применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предполагает, что в рамках вида финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" должны отражаться только доходы, получаемые бюджетными (автономными) учреждениями в виде:
- соответствующих субсидий, а также сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет;
- любого имущества, поступающего от собственника (учредителя).
Иные доходы, в том числе и в виде стоимости материальных запасов, остающихся в распоряжении бюджетного учреждения по результатам проведения демонтажных работ, работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов, должны отражаться в рамках вида деятельности "2" При этом не имеет значения, учитывались ли соответствующие нефинансовые активы по виду деятельности "2" или по виду деятельности "4".
Суммы, поступающие бюджетным учреждениям за реализованный металлолом, к доходам бюджета не относятся - средства поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 24.04.2012 N 02-04-10/1464) и могут расходоваться в соответствии с целями, ради которых учреждение создано.
В заключение напомним, что бюджетные учреждения осуществляют доходные и расходные операции с денежными средствами на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД). Соответственно, в рассматриваемой ситуации при необходимости должен корректироваться План ФХД (в части возможности получения доходов и осуществления расходов по определенным кодам КОСГУ в необходимых объемах). Порядок внесения изменений в План ФХД бюджетного учреждения, в том числе необходимость предоставления (оформления) расшифровок и обоснований, определяется учредителем (п.п. 2, 22 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Организация учета материальных ценностей, поступающих в госучреждение по результатам списания, разукомплектации имущества, ремонтных работ;
- Энциклопедия решений. Реализация металлолома госучреждениями;
- Энциклопедия решений. Учет операций по реализации металлолома госучреждениями;
- Энциклопедия решений. Налогообложение операций по реализации металлолома госучреждениями.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

16 февраля 2015 г.

Все консультации данной рубрики