Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

18.03.2015
ВОПРОС:
Для перевозки крупногабаритного груза (как между подразделениями организации, так и между другими объектами) организация заключила договор перевозки с транспортной компанией. Груз перевозится с использованием трала.
Необходимо ли прилагать к акту выполненных услуг трала транспортную накладную, или такие перевозки можно учитывать как работы спецтехники и достаточно справки по форме N ЭСМ-7?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на перевозку грузов автомобильным транспортом, в том числе с использованием трала, как между подразделениями организации, так и между иными объектами, подтверждаются транспортной накладной и, если предусмотрено условиями договора, актом оказанных услуг, который должен содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм*(1). Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. Формы первичных учетных документов утверждаются в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ) (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письма Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971, от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24663).
Заметим, что для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, также используются первичные документы, соответствующие требованиям Закона N 402-ФЗ. При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письма Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458, от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002).
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п.п. 1, 2 ст. 785 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов (ч. 2 ст. 8 Устава). В общем случае груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается (ч. 3 ст. 8 Устава).
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
Согласно п. 9 Правил транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимого на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах), соответственно, для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.
В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств (п. 10 Правил).
Под партией груза в Правилах понимается груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товарораспорядительному документу (п. 5 Правил).
На основании п. 22 Правил перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза (договором фрахтования), подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель предъявляет перевозчику в установленные сроки груз.
Пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием (п. 23 Правил).
Форма транспортной накладной (приложение N 4 к Правилам) предусматривает все существенные условия перевозки грузов автомобильным транспортом: сведения о грузе (отгрузочное наименование, количество, масса, объем грузовых мест, маркировка, вид тары, способ упаковки), сведения о грузополучателе, стоимость услуг перевозчика.
Заметим, что ни Правила, ни Устав не содержат каких-либо специальных правил по оформлению транспортной накладной, если по заказу грузоотправителя перевозчик перевозит вверенный ему груз между подразделениями заказчика (например, строительными площадками).
То есть, если организация привлекает стороннего перевозчика для перевозки своего груза (например бульдозера) между объектами, то согласно нормам ГК РФ, Устава и Правил на каждую поездку составляется транспортная накладная.
Минфин России в письме от 28.01.2013 N 03-03-06/1/36 также подчеркивает, что оформление транспортной накладной необходимо именно для подтверждения заключения договора перевозки груза (дополнительно смотрите письма ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 N 16-15/099196@, от 01.11.2011 N 16-15/105695@)
Из анализа арбитражной практики также следует, что при заключении договора перевозки (в том числе с использованием трала) для подтверждения факта оказания услуг необходимо иметь транспортную накладную (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 N 07АП-8707/14, Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 N 10АП-1688/14, Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 N 06АП-2367/12, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 N 08АП-5587/11).
Таким образом, для подтверждения затрат на перевозку груза как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета организации необходимо иметь транспортную накладную.
В отношении справки по форме N ЭСМ-7 (утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) отметим следующее.
Из Указаний по применению и заполнению форм (утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, далее - Указания) следует, что данная справка используется для производства расчетов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами. Данная форма выписывается на каждый рапорт N ЭСМ-1, N ЭСМ-3 (путевой лист N ЭСМ-2) на основании указанных в них данных. Данная форма составляется в одном экземпляре, в обязательном порядке заверяется печатью заказчика и передается в бухгалтерию организации-исполнителя, которая использует ее как приложение к документу, выставляемому заказчику для оплаты.
Таким образом, из прямого прочтения Указаний следует, что форма N ЭСМ-7 (или аналогичная) хоть и заверяется организацией-заказчиком, но фактически используется организацией - собственником спецтехники для выставления счета организации-заказчику.
По нашему мнению, наличие у заказчика данного документа для подтверждения расходов на перевозку не является обязательным. В то же время, если данный документ имеется, то он будет являть дополнительным документом, подтверждающим затраты.
Если договором на оказание услуг (в том числе услуг перевозки) не предусмотрено составление актов оказанных услуг, данный документ сторонами не составляется, так как ГК РФ предусматривает обязательное составление актов приема-передачи выполненных работ только в отношении одного вида договора - договора подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). Обязанности же составления акта об оказании услуг нормами гражданского законодательства не предусмотрено (письма Минфина России от 13.11.2009 N 03-03-06/1/750, от 20.08.2007 N 03-03-06/1/576, от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33, дополнительно смотрите письма Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12764, от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763, от 13.10.2011 N 03-03-06/4/118, от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559, от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742, УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162, от 26.03.2007 N 20-12/027737, ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81).
Таким образом, расходы на перевозку грузов автомобильным транспортом, в том числе с использованием трала, как между подразделениями организации, так и между иными объектами подтверждаются транспортной накладной и, если предусмотрено условиями договора, актом оказанных услуг, который должен содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Разработка и утверждение первичных документов для бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Транспортная накладная.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

27 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) К сведению:
В этой связи в письмах Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, от 27.05.2014 N 03-03-10/25243 сказано, что каждый налогоплательщик определяет свои формы первичных учетных документов самостоятельно. Указанные документы могут быть разработаны на базе форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные налогоплательщиком первичные учетные документы могут состоять как только из обязательных реквизитов, так и из обязательных и дополнительных реквизитов. Ошибки в первичных учётных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обуславливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Все консультации данной рубрики