Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

19.03.2015
ВОПРОС:
Является ли обязательным в унифицированной форме N ТОРГ-12 в графах "Грузополучатель" и "Плательщик" указание кода ОГРН клиента, а также его контактного номера телефона?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация-поставщик при отгрузке товаров может как использовать товарную накладную по форме ТОРГ-12, так и разработать форму накладной самостоятельно. В разработанной самостоятельно форме накладной обязательно должны присутствовать реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, вопрос о включении в форму любых иных реквизитов, в том числе номеров телефонов или кодов ОГРН, решается на усмотрение организации. В свою очередь, покупатель обязан принимать у своих поставщиков все поступающие документы, в том числе отличающиеся от привычных унифицированных форм, главное - поступающие документы необходимо проверять на наличие обязательных реквизитов. Законодательство РФ не обязывает стороны рассматривать в договоре применяемые ими формы документов, а также представлять контрагенту локальный документ об утверждении руководителем экономического субъекта форм первичных документов.

Обоснование вывода:
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Правила оформления первичных документов установлены ст. 9 Закона 402-ФЗ.
Этой статьей определено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
При этом в ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ сказано, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Таким образом, с 1 января 2013 года упразднена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов, в частности (смотрите также информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012):
1) кассовых и банковских документов, перечисленных в п. 2.1 Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П и п. 2.1, п. 2.4 Положения, утвержденного Банком России от 19.06.2012 N 383-П;
2) транспортной накладной согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
В связи с этим с указанной даты каждая организация (ИП) самостоятельно разрабатывает и утверждает формы первичных учетных документов. Нормы Закона N 402-ФЗ не содержат запрета на использование унифицированных форм первичных учетных документов, поэтому организация может продолжать применять их, если примет такое решение.
Таким образом, в настоящее время в качестве первичных можно утвердить*(1) как формы первичных документов федеральных органов исполнительной власти, которыми организации (ИП) пользовались ранее (такие, например, как ТОРГ-12 и т.п.), так и формы, разработанные самостоятельно.
Отметим, что решение о том, каким первичным документом оформлять отгрузку товара, принимает именно организация-поставщик, а не организация-покупатель (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утверждены письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5)).
Конкретный закрытый перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа приведен в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Такими реквизитами являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Только перечисленные реквизиты являются обязательными, включение в форму документа всех остальных реквизитов - это право, а не обязанность организации.
Как видим, такие реквизиты, как номера чьих-либо телефонов или коды ОГРН, в приведенном перечне не поименованы. Это означает, что проставление данного реквизита на любом первичном документе (в том числе на ТОРГ-12) не является обязательным. То есть при разработке форм первичной учетной документации, в том числе документов, которыми оформляется отгрузка товаров, организация вправе данный реквизит не использовать.
Относительно ОГРН отметим также, что данный реквизит не содержит (и никогда не содержала) унифицированная форма ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций").
Любое предприятие обязано принимать у своих контрагентов все поступающие документы, в том числе отличающиеся от привычных унифицированных форм. Законных оснований для отказа в принятии первичных документов, формы которых содержат все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, не существует. Равно как не существует и законных оснований требовать от контрагента включения дополнительных, не предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ реквизитов в форму того или иного первичного документа*(2).
По вопросу предоставления контрагенту документов, подтверждающих правомерность использования самостоятельно разработанных форм, отметим, что законных оснований для требования от поставщика подобных документов у покупателя также нет. Законодательство РФ не обязывает стороны рассматривать в договоре применяемые ими формы документов, а также представлять контрагенту локальный документ об утверждении руководителем экономического субъекта форм первичных документов.

К сведению:
По поводу налогового учета хотим сообщить следующее. Основное правило принятия к учету тех или иных затрат изложено в п. 1 ст. 252 НК РФ: расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Первичные документы, самостоятельно разработанные организацией на основании ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, являются документами, разработанными в соответствии с законодательством РФ. Так как Закон N 402-ФЗ в числе обязательных реквизитов гриф утверждения не предусматривает, его отсутствие не может являться основанием для непринятия к налоговому учету тех или иных затрат.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

4 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций" формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности должны быть утверждены в учетной политике.
Поэтому учетной политикой каждой организации (ИП) должен быть предусмотрен специальный раздел, содержащий формы используемых ею первичных документов. Учетной политикой (в специальном разделе) необходимо утвердить как формы, разработанные самостоятельно, так и применяемые унифицированные формы (в случае, если организация продолжает их использовать).
*(2) В то же время законодательством РФ о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов (п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Минфин России (смотрите информацию от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012) пояснил, что включение дополнительных к обязательным реквизитов в первичный учетный документ осуществляется организацией при необходимости (в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации и другое).
Таким образом, организация-поставщик вправе включить в документ, оформляемый при отгрузке товара, любые дополнительные реквизиты, в том числе номера телефонов и коды ОГРН. В то же время у нее нет законных оснований требовать от своего контрагента заполнения данных реквизитов.

Все консультации данной рубрики