Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

23.03.2015
ВОПРОС:
Бюджетная организация до 1 апреля 2014 года согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) разместила в единой информационной системе положение о закупке товаров, работ, услуг в целях осуществления закупок за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности. До 1 января 2015 года новое положение в единой информационной системе не размещалось, так как оно не изменилось и приказ о продлении действия (о применении в 2015 году) указанного положения в единой информационной системе опубликован не был.
Может ли бюджетная организация работать в 2015 году по Закону N 223-ФЗ без опубликованного приказа о продлении действия (о применении в 2015 году) старого положения о закупке товаров, работ, услуг?
Если нельзя работать по Закону N 223-ФЗ, то может ли бюджетная организация осуществлять закупки за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Для осуществления закупок за счет средств, указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, в 2015 г. бюджетному учреждению необходимо было утвердить и разместить на официальном сайте до 01.01.2015 новое положение о закупке.
Бюджетное учреждение, не выполнившее такое условие, в 2015 г. должно осуществлять все закупки, в том числе закупки за счет средств от приносящей доход деятельности, в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при наличии правового акта (то есть положения о закупке), принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе (а до ее ввода - на официальном сайте), бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году в случаях и за счет средств, поименованных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, закупки с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ и положения о закупке.
При этом осуществлению бюджетным учреждением закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ в течение 2014 года посвящена специальная норма. Согласно ч. 25 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять положение о закупках в отношении закупок, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ и осуществляемых в 2014 году. В этом случае положение о закупке должно быть размещено бюджетным учреждением в установленном порядке до 1 апреля 2014 года.
Таким образом, размещенное бюджетным учреждением до 1 апреля 2014 года положение о закупках позволяло ему осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ лишь в 2014 году. Для осуществления таких закупок в 2015 году бюджетному учреждению необходимо утвердить и разместить на официальном сайте до начала 2015 года новое положение о закупке.
Из вышеизложенного следует также и то, что для осуществления бюджетным учреждением в 2015 году всех закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ условия, предусмотренные ч. 2 ст. 15 этого закона, не должны быть соблюдены. Иными словами, для этого бюджетному учреждению достаточно не размещать до начала 2015 года в единой информационной системе (на официальном сайте) положение о закупке. Осуществлять какие-либо специальные мероприятия для этого (в том числе размещать на официальном сайте соответствующую информацию) не требуется.
Вместе с тем формулировка ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ может пониматься таким образом, что для осуществления бюджетным учреждением закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ в 2016 и последующих годах ему достаточно разместить положение о закупке в установленном порядке до начала 2015 года. В этом случае условие о размещении положения о закупке до начала "соответствующего" года формально будет считаться соблюденным применительно к каждому последующему году, что позволяет осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ на основании такого положения о закупке, например, в 2017 году (поскольку очевидно, что положение о закупке, размещенное в 2014 году, размещено до начала 2017 года). Аналогичной позиции придерживаются специалисты Департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ (письмо от 26.11.2014 N Д28и-2490). Однако, применяя изложенный в упомянутом письме подход, нужно учитывать, что Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению положений нормативных правовых актов Российской Федерации, на что специально указано и в упомянутом письме.
В нашем же понимании приведенные выше нормы предполагают, что бюджетное учреждение наделено правом ежегодно определять, будет ли оно в следующем году осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Порядок реализации этого права по существу состоит в размещении либо неразмещении бюджетным учреждением положения о закупке на официальном сайте. Кроме того, на наш взгляд, необходимо также принимать во внимание, что законодательство не предусматривает механизма, который бы позволял аннулировать размещенное бюджетным учреждением на официальном сайте положение о закупке, исключив таким образом возможность его применения в очередном календарном году. В связи с этим мы полагаем, что осуществление бюджетным учреждением в соответствующем календарном году закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ возможно только на основании положения о закупках на этот год, которое должно быть размещено в установленном порядке в предшествующем календарном году.
За официальными разъяснениями по этому вопросу рекомендуем Вам обратиться в Федеральную антимонопольную службу России.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

3 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики