Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
24.03.2015
- Смешанным договором поставки и подряда предусмотрены поставка и монтаж лифтового оборудования без указания комплектности. Акт приема оборудования был подписан без вскрытия упаковки. Поставка оборудования произведена не в полном объеме, что было обнаружено по истечении срока хранения при подготовке оборудования к монтажу. При обнаружении был составлен акт, от подписания которого представитель поставщика отказался.
Каков порядок принятия покупателем товара по договору поставки?
Каков порядок и сроки предъявления претензии в случае поставки продавцом некомплектного товара?
Как следует из определения договора купли-продажи (п. 1 ст. 454 ГК РФ), разновидностью которого является договор поставки (п. 5 той же статьи), одной из основных обязанностей покупателя является обязанность принять товар, переданный ему продавцом. В отношении договора поставки данная обязанность конкретизируется в ст. 513 ГК РФ, согласно п. 1 которой покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Так, в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота, покупатель обязан осмотреть принятые им товары, проверить их количество и качество и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (п. 2 ст. 513 ГК РФ). При этом, если законом, иным правовым актом, обязательными правилами, договором, обычаями делового оборота порядок приемки товара по количеству и качеству не определен, данное обстоятельство само по себе не является основанием освобождения поставщика от ответственности за нарушение соответствующих условий договора (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18)*(1). Покупатель вправе ссылаться на несоответствия или недостатки товаров и после их принятия (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2010 N А17-260/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.11.2010 N А19-7456/10 и от 17.01.2011 N А27-5166/2010).
Если же товар получается покупателем от транспортной организации, то он обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта (п. 3 ст. 513 ГК РФ).
В случае если при приемке товара выявлены несоответствия фактического наличия товаров или их качества требованиям, установленным в договоре, либо данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Конкретной формы акта законодательством не предусмотрено, она разрабатывается сторонами самостоятельно. При разработке собственных бланков можно использовать в качестве образца унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России (формы N ТОРГ-2 и ТОРГ-3).
Если продавец отказывается от подписания такого акта, то покупателю необходимо обеспечить наличие доказательств направления вызова продавцу для участия в составлении и подписании акта, а также иных доказательств, которые способны подтвердить поставку некомплектного товара (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 N 02АП-6032/2010).
Претензионное письмо составляется покупателем также в произвольной форме. При этом в нем следует указать сведения о реквизитах договора, об акте расхождений по количеству и качеству, а также требования, которые покупатель предъявляет поставщику. Как вытекает из п. 2 ст. 513 ГК РФ, претензионные требования покупателя к поставщику должны быть заявлены незамедлительно после обнаружения и фиксации недостатков в поставленном товаре.
Обращаем Ваше внимание на то, что по смыслу п. 1 ст. 519 ГК РФ предъявление претензии относительно поставки некомплектного товара является для покупателя обязательным, так как продавцу данной статьей предоставляется право незамедлительно после получения претензии доукомплектовать поставленный товар или заменить его комплектным товаром. И только в том случае, если продавец не совершит указанных действий, покупатель в соответствии со ст. 480 ГК РФ вправе требовать снижения цены такого товара или его доукомплектации, а в случае невыполнения данных требований - потребовать замены товара на комплектный или оказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Кроме того, если поставщик не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение (ст. 520 ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
2 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним