Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

25.03.2015
ВОПРОС:
К кому нужно предъявлять исковые требования, если ответчик (ООО) находится в процессе ликвидации: к самому ООО-должнику или к его ликвидатору?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С 1 сентября 2014 года в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения такой кредитор до утверждения ликвидационного баланса обращается в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу, а не к ликвидационной комиссии.

Обоснование позиции:
Согласно п. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Одновременно в п. 1 ст. 64.1 ГК РФ, введенном в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ*(1) с 1 сентября 2014 г., указано, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
Таким образом, следует констатировать, что после вступления в силу п. 1 ст. 64.1 ГК РФ закон в части порядка удовлетворения требований кредиторов, которые не были добровольно удовлетворены ликвидационной комиссией, и субъекта, к которому такие требования предъявляются в судебном порядке, содержит противоречащие друг другу положения.
В силу одного из основных правил толкования в случае коллизии между несколькими нормативными правовыми актами одного уровня, регулирующими один и тот же вопрос, применяется акт более поздний по времени принятия ("последующий закон отменяет предыдущий") (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 января 2013 г. N 78-КГ12-25, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2012 г. N 15-ВПР12-1, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 15-ВПР11-7, п. 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 2000 г. N 52, определение Конституционного Суда РФ от 7 июня 2011 г. N 746-О-О "По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации").
Отсюда следует, что с момента вступления в силу п. 1 ст. 64.1 ГК РФ порядок удовлетворения и предъявления в судебном порядке требования к ликвидируемому юридическому лицу определяется на основании положений этого пункта: не удовлетворенные ликвидационной комиссией требования кредиторов предъявляются в суд к должнику, а не к ликвидационной комиссии и удовлетворяются не после расчетов со всеми кредиторами, а в порядке очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК РФ.
Этот вывод косвенно подтверждается и судебной практикой (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2014 г. N 18АП-13934/14, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 сентября 2014 г. N Ф07-7508/14 по делу N А56-68075/2013).

К сведению:
Вероятно, наличие в кодексе двух противоречащих друг другу норм связано с допущенной при принятии Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ опечаткой. В первоначальном проекте федерального закона, внесенного в Государственную Думу, предлагалось положение п. 4 ст. 64 ГК РФ отменить и ввести в действие правило, закрепленное в настоящее время в п. 1 ст. 64.1 ГК РФ. В свою очередь, правило п. 5 ст. 64 ГК РФ, которое на данный момент отменено (пп. "г" п. 20 ст. 1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ), исключать из закона не планировалось (п.п. 36, 37 ст. 1 Проекта федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В результате реформы, напротив, прежде содержавшееся в п. 5 ст. 64 ГК РФ правило было отменено, в то время как положение п. 4 ст. 64 ГК РФ оставлено в силе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чернова Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

2 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Все консультации данной рубрики