Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

25.03.2015
ВОПРОС:
Все закупки по утвержденным лимитам бюджетных денежных средств учреждения можно произвести у единственного поставщика по разным пунктам части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не прибегая к конкурентным способам закупок.
Допустим ли такой вариант осуществления закупочной деятельности учреждения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе осуществлять все закупки у единственного контрагента по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного контрагента. Способ определения контрагента заказчик выбирает в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). В случае осуществления закупки у единственного контрагента заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента, а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Иными словами, по общему правилу заказы должны размещаться с использованием конкурентных способов определения контрагентов и лишь при наличии достаточных оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, - у единственного контрагента.
Отметим, что большинство пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предполагает наличие особых оснований для заключения контракта с единственным контрагентом, среди которых и наличие особых полномочий, особый статус контрагента, которыми может обладать только ограниченное число лиц, а в некоторых случаях - только одно лицо (смотрите, например, п.п. 1, 2, 6-8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В ряде случаев заказчик вправе осуществлять закупку без таких дополнительных оснований в случае заключения контракта с единственным контрагентом по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 93 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Законом N 44-ФЗ не установлено ограничений на осуществление заказчиком всего объема закупок у единственного поставщика по предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ основаниям. Более того, на наш взгляд, буквальное прочтение положений п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ указывает на то, что если совокупный годовой объем закупок заказчика составляет 2 миллиона рублей или менее, заказчик вправе осуществить все закупки у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Это может представляться не совсем логичным с точки зрения соблюдения принципа обеспечения конкуренции при осуществлении закупок, закрепленного в ст.ст. 6, 8 Закона N 44-ФЗ, однако в отсутствие официальных разъяснений и правоприменительной практики трудно истолковать положения п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ иначе.
Таким образом, на наш взгляд, заказчик вправе осуществлять все закупки у единственного контрагента по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нам найти не удалось. За разъяснениями Вы можете обратиться в ФАС России.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

2 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики