Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
26.03.2015
- Бюджетная организация хочет оплатить за счет внебюджетных средств и подарить принтер другому бюджетному учреждению на юбилей. Стоимость принтера - 4720 руб. Учреждение, которому планируется вручить подарок, является образовательным.
По какой статье КОСГУ следует отразить данные расходы и как оформить передачу принтера?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы, связанные с приобретением принтера для последующего дарения другому бюджетному учреждению на юбилей, следует отражать по подстатье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Обоснование вывода:
При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). Перечень кодов КОСГУ приведен в Приложении N 4 к Указаниям N 65н, порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний N 65н.
Согласно Указаниям N 65н расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе и расходы по приобретению (изготовлению) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, должны осуществляться по подстатье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
С одной стороны, перечень подарочной и сувенирной продукции, подлежащей приобретению за счет подстатьи 290 КОСГУ, ограничен следующими видами активов:
- поздравительные открытки и вкладыши к ним;
- приветственные адреса, почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы и удостоверения лауреатов конкурсов для награждения и т.п.;
- цветы.
С другой стороны, перечень расходов, относящихся на подстатью 290 КОСГУ, не является "закрытым" и не исключает отнесения на данную статью КОСГУ иных аналогичных расходов.
Определяющее значение для классификации материальных ценностей в целях организации бухгалтерского учета имеет не наименование актива, а его назначение и характер использования в учреждении.
Согласно Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), учет материальных ценностей ведется:
- на счете 101 00 "Основные средства", если объекты имущества предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения (п. 38 Инструкции N 157н);
- на счете 105 00 "Материальные запасы", если объекты имущества приобретены (созданы) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, для изготовления иных нефинансовых активов, относятся к готовой продукции, произведенной учреждением или приобретенным для продажи товарам (п. 98 Инструкции N 157н);
- на забалансовом счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры", если объекты приобретаются в целях награждения, дарения (ценные подарки, сувениры и т.п.) (п.п. 332, 345 Инструкции N 157н).
Как видим, определяющее значение для классификации материальных ценностей в целях организации бухгалтерского учета и применения КОСГУ имеет назначение и характер использования актива.
Иными словами, операция по приобретению материальных ценностей для нужд учреждения, подразумевающая дальнейший учет их в составе нефинансовых активов, не аналогична операции по приобретению материальных ценностей в целях награждения (дарения).
Учитывая изложенное, расходы на приобретение материальных ценностей, предназначенных для награждения (дарения), обоснованно могут быть отнесены на подстатью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Во избежание субъективного подхода при оценке уполномоченными должностными лицами правомерности применения в том или ином случае статей КОСГУ, в последние годы специалисты финансового ведомства неизменно формулируют следующую правовую позицию: отнесение материальных ценностей к основным средствам либо к материальным запасам относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета (см., в частности, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534).
Существуют три простых правила, соблюдение которых позволит существенно снизить вероятность претензий со стороны органов финансового контроля при приобретении нефинансовых активов.
1. Уже на этапе принятия решения о приобретении того или иного имущества в учреждении должен быть сформирован "набор аргументов", обосновывающих применение соответствующей статьи КОСГУ. Итогом подобной работы должно стать оформленное в письменной форме Решение комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе.
2. В учреждении должен быть сформирован единый подход к отнесению приобретаемых материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам. Иными словами, должны быть исключены случаи, когда аналогичное имущество относится как к основным средствам, так и к материальным запасам.
3. Порядок применения бюджетной классификации при приобретении определенных активов (групп активов) можно согласовать путем утверждения уполномоченным органом соответствующих документов или приложений (расшифровок) к ним (к таким документам, например, относятся сметы, задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, методические рекомендации (указания)).
По общему правилу стоимость материальных ценностей, предназначенных для дарения, относится на расходы госучреждения (в дебет счета 0 401 20 290 "Прочие расходы") в момент их поступления на основании соответствующего первичного учетного документа.
Согласно п. 345 Инструкции N 157н на забалансовом счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" учитываются материальные ценности, приобретаемые в целях награждения (дарения), в том числе ценные подарки.
На основании п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (смотрите также п. 10 ст. 9.2 Федерального закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)).
При этом соответствующая сделка по отчуждению имущества не должна выходить за пределы специальной правоспособности учреждения. Бюджетные учреждения обладают специальной правоспособностью, осуществляя гражданские права в соответствии с целями деятельности, ради которой они созданы (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
В то же время основанием перехода вещных прав на имущество к другому учреждению в указанном случае будет являться сделка (договор), а договор об отчуждении имущества, не предполагающий встречного предоставления, признается договором дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Учреждение, которому вещь принадлежит на праве оперативного управления, вправе подарить ее только с согласия собственника, если иное не установлено законом (это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости) (п. 1 ст. 576 ГК РФ).
По своему характеру указанная норма п. 1 ст. 576 ГК РФ является специальной по отношению к положениям п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, так как последние направлены на общее регулирование отношений, связанных с распоряжением имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, а п. 1 ст. 576 ГК РФ - на регулирование отношений по распоряжению имуществом лишь одним из возможных способов - посредством дарения. Иными словами, независимо от того, является ли предметом дарения особо ценное или какое-либо другое имущество, передать такое имущество в дар возможно исключительно с согласия собственника.
Согласно п. 2 ст. 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случае, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 рублей. При этом факт передачи подарка представителям бюджетного учреждения - юбиляра может быть подтвержден документом, разработанным в учреждении на основе Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007).
Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок документального оформления операций с имуществом, учитываемым на забалансовом счете 07. Списание объектов, приобретаемых в целях дарения, может осуществляться на основании документов, при разработке которых за основу берутся следующие унифицированные формы:
- Акт о списании материальных запасов (форма 0504230);
- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210).
К сведению:
Стоимость имущества, полученного безвозмездно, для целей налогообложения прибыли признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Исключение составляет имущество (работы, услуги), полученное безвозмездно, по основаниям, указанным в ст. 251 НК РФ. На основании пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ);
- Энциклопедия решений. Статья 290 "Прочие расходы" КОСГУ;
- Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры";
- Энциклопедия решений. Документальное оформление операций с имуществом, учитываемым на счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры";
- Энциклопедия решений. Первичные документы по учету материальных запасов, применяемые в госучреждении.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
13 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним