Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
30.03.2015
- Учреждение, являющееся бюджетным образовательным учреждением, оказывает единовременную денежную помощь при трудоустройстве, а также выплачивает денежные компенсации учащимся из числа детей-сирот:
- на питание;
- на приобретение одежды при трудоустройстве;
- на приобретение учебной литературы.
В соглашении о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания предусмотрены три статьи КОСГУ, за счет которых осуществляются расходы бюджетного учреждения: 210, 220, 290. При этом в утвержденном плане финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД) выплата компенсации учащимся из числа детей-сирот учтена в составе расходов по статье 290. За январь-февраль 2015 года расходы осуществлены в соответствии с планом ФХД.
По какому коду КОСГУ необходимо планировать и осуществлять такие расходы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выплата денежных компенсаций учащимся из числа детей-сирот за счет статьи 290 КОСГУ будет прямо соответствовать Указаниям N 65н в случае, если данные расходы осуществляются учебным заведением профессионального образования за счет стипендиального фонда на социальную поддержку.
В иных случаях учреждение должно быть готово к претензиям со стороны контролирующих органов по поводу некорректного применения КОСГУ. При этом минимизировать подобные риски помогут соответствующие рекомендации учредителя (соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания, утвержденный план ФХД).
Обоснование вывода:
Порядок формирования и утверждения Плана ФХД определяется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции учредителя учреждения (далее - учредитель), в соответствии с требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования).
При этом учредитель вправе установить особенности составления и утверждения Плана ФХД для отдельных учреждений. Например, предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана, в том числе:
- дополнить план показателями результативности и эффективности деятельности учреждения;
- предусмотреть формирование плана в разрезе видов деятельности (финансового обеспечения) как в части поступлений, так и в части выплат (п.п. 10 и 12 Требований, письмо Минфина России от 01.10.2013 N 02-15-11/40614);
- уточнить показатели по поступлениям и выплатам учреждения;
- установить формирование плановых поступлений в разрезе соответствующих им плановых выплат (письмо Минфина России от 09.07.2012 N 02-13-06/2599).
В течение финансового года в План ФХД могут вноситься изменения. При этом составляется новый план, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в план (п. 19 Требований).
Указания, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), прямо не устанавливают порядок применения КОСГУ при осуществлении государственным образовательным учреждением расходов по выплате обучающимся денежной компенсации учащимся из числа детей-сирот, в том числе на питание, на приобретение одежды при трудоустройстве, на приобретение учебной литературы, а также единовременной денежной помощи при трудоустройстве.
В то же время положениями Указаний N 65н предусмотрено, что:
- выплата стипендий студентам, а также расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку студентов подлежат оплате за счет статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ;
- расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования подлежат оплате за счет подстатьи 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.
Приведенные выше положения Указаний N 65н, как и положения Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, действовавших в прошлые годы, при желании можно толковать как допускающие применение в рассматриваемой ситуации и кода 290 КОСГУ, и кода 262 КОСГУ.
В письме Федерального агентства по образованию от 18.01.2010 N 10-ФАО-14/10-06 "О доведении до федеральных учреждений бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на 2010 год" был предусмотрен следующий порядок осуществления расходов на материальное обеспечение учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в период обучения и при выпуске), в том числе:
- выплату денежной компенсации взамен питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования за счет подстатьи 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ;
- приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря в специальных профессиональных училищах и учреждениях интернатного типа за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ).
Также рекомендации об оплате денежной компенсации (по оплате проезда на транспорте, для приобретения питания, одежды, обуви, инвентаря, канцелярских принадлежностей и т.п.), ежегодного и единовременного пособия обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на государственном обеспечении в образовательных учреждениях, в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет подстатьи 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ содержались в письме Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383.
Таким образом, мы полагаем, что выплату денежной компенсации учащимся из числа детей-сирот, как меру социальной поддержки определенной категории граждан, можно осуществлять за счет подстатьи 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.
В то же время любое частное неофициальное разъяснение, пусть даже данное специалистами уполномоченных органов (вплоть до специалистов Минфина России), не даст должностным лицам Вашей организации "иммунитета" от претензий со стороны контролирующих органов по поводу некорректного применения КОСГУ (нецелевого использования бюджетных средств).
Минимизировать подобные риски помогут соответствующие рекомендации (указания) органа, осуществляющего в отношении Вашего учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель) или же утверждение этим органом какой-либо "расшифровки" к Плану ФХД (пусть даже в виде ответа на запрос Вашего учреждения). Именно в случаях, когда вопрос применения КОСГУ никак не урегулирован Указаниями N 65н, такой орган может решить проблему, не превышая своих полномочий. Какая-то поддающаяся анализу и обобщению практика применения органами государственного (муниципального) финансового контроля ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ при проведении контрольных мероприятий в бюджетных учреждениях в настоящее время еще не накоплена. Вместе с тем есть достаточные основания полагать, что рекомендации (указания) учредителя по применению КОСГУ в данном случае могут стать веским аргументом для ревизоров, а при необходимости - и в ходе судебного разбирательства (смотрите, например, письма Минфина России от 27.02.2012 N 02-07-10/534, от 18.12.2009 N 02-07-10/5856).
В рассматриваемой ситуации достаточно веским аргументом при принятии решения должностными лицами о применении кодов КОСГУ является то, что применение статьи 290 КОСГУ определено официальным указанием учредителя - соглашением о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания. Также при принятии решения следует учитывать, что Указанием N 65н прямо предусмотрена возможность осуществления расходов за счет стипендиального фонда на социальную поддержку учащихся, студентов и аспирантов учебных заведений профессионального образования по статье 290 КОСГУ.
Принимая решение о применении конкретной статьи (подстатьи) КОСГУ, следует понимать: будут ли расходы оплачены по подстатье 262 КОСГУ, или заявка на кассовый расход будет оформлена с указанием статьи 290 КОСГУ, оснований для применения административной ответственности не возникнет (или же решение о привлечении к административной ответственности легко может быть обжаловано в суде). Достаточно только аргументированно показать, что расходы могли быть равным образом отнесены на несколько кодов КОСГУ (смотрите, в частности, п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Усилить же свою позицию можно, издав в рамках формирования учетной политики учреждения локальный правовой акт, в котором будет урегулирован вопрос применения КОСГУ при осуществлении расходов по выплате обучающимся денежных компенсаций.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения;
- Энциклопедия решений. Внесение изменений в План ФХД бюджетного (автономного) учреждения;
- Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ);
- Энциклопедия решений. Статья 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
13 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним