Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

31.03.2015
ВОПРОС:
В здании, находящемся в безвозмездном пользовании учреждения, проводятся работы по монтажу прибора учета электроэнергии. В локальном сметном расчете отдельно указаны материалы и выполненные работы. При этом положениями договора предусмотрены следующие документы, на основании которых принимаются работы: акт выполненных работ, акт приемки прибора учета, общая ведомость смонтированного оборудования. Отдельно накладная на поставку материалов, используемых при монтаже, не предоставляется.
На какую статью учреждению следует отнести расходы на выполнение электромонтажных работ по монтажу прибора учета электроэнергии из материала подрядчика?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Так как в рассматриваемой ситуации договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании Актов и иных документов будет принимать только монтажные работы, в стоимость которых будет включена стоимость использованных при монтаже материалов, то расходы в полном объеме могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 226.
Но если установка приборов учета сопряжена с исполнением требований законодательства, в том числе Закона N 261-ФЗ, то расходы на оплату электромонтажных работ по монтажу прибора учета электроэнергии следует осуществлять за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Вопрос применения статей (подстатей) КОСГУ при осуществлении расходов по установке приборов учета всегда вызывал трудности у должностных лиц учреждений и зачастую становился предметом разногласий с органами финансового контроля.
Так, согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в том случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, подлежат отнесению на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Поэтому и расходы на установку (монтаж) вновь приобретаемых приборов учета (тепло-, газо-, электросчетчиков) при определенных условиях могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Именно такого мнения придерживались специалисты уполномоченных органов и независимые эксперты в своих разъяснениях как в текущем году, так и в прошлые годы (смотрите, например, письма Минфина России от 23.05.2007 N 02-14-10/1227, Федерального казначейства от 31.05.2007 N 42-22-04/13).
Вместе с тем функциональное предназначение приборов учета тепло- и водоснабжения является частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).
Таким образом, если установка приборов учета сопряжена с исполнением требований Закона N 261-ФЗ и с учетом того, что согласно Указаниям N 65н расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, расходы по монтажу прибора учета электроэнергии могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. На подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы, связанные с содержанием (обслуживанием, ремонтом) нефинансовых активов, в том числе и полученные в безвозмездное пользование.
Не следует также забывать, что если учреждением заключается договор на приобретение оборудования, а его монтаж (установка) предусмотрен в рамках данного договора в качестве обязанности поставщика, то все расходы по такому договору следует осуществлять за счет соответствующей статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ. В противном случае монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, должны оплачиваться отдельно за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Иными словами, для точного применения кода КОСГУ для оплаты тех или иных расходов важно определить характер обязательств учреждения, руководствуясь положениями гражданского законодательства. При этом заключение единого договора (контракта), предметом которого являются поставка (изготовление) объектов имущества и их монтаж, вовсе не означает, что соответствующие обязательства должны обязательно быть оплачены по какой-либо одной статье (подстатье) КОСГУ.
Статья 421 ГК РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например договоров поставки, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Таким образом, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда.
Характер договора (контракта) должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств - по результатам осуществления поставки в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 оформляется Товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а приемка результатов работ осуществляется по Акту.
Учитывая вышеизложенное, если учреждением будет заключаться смешанный договор, то расходы по нему должны быть отнесены на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ:
- 300 "Увеличение стоимости нефинансовых активов" (в части стоимости поставленных нефинансовых активов);
- 226 " Прочие работы, услуги" (в части стоимости работ по монтажу нефинансовых активов).
Если же договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании Актов и иных документов будет принимать только монтажные работы, в стоимость которых будет включена стоимость использованных при монтаже материалов, то расходы в полном объеме могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 226.
Специалисты финансового ведомства неоднократно подчеркивали: оплата работ в полном объеме за счет статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ вовсе не означает, что по результатам проведения таких работ к учету не могут быть приняты отдельные объекты, подпадающие под действующие критерии отнесения к основным средствам. Так, например, в рассматриваемой ситуации появившийся в результате проведенных работ прибор учета электроэнергии, по нашему мнению, в полном объеме соответствует критериям для его отнесения к основным средствам.
Обратите внимание: учет фактических затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, осуществляется на счете 10600 "Вложения в нефинансовые активы" (п. 127 "Инструкции...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). При этом из содержания п. 47 Инструкции N 157н следует, что стоимость монтажных работ должна учитываться при формировании первоначальной стоимости соответствующих основных средств. Иными словами, применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета не предусматривает требования об идентичности отражения "кассовых" и "фактических" расходов и, соответственно, расходы, осуществленные учреждением за счет статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ, при наличии оснований могут учитываться при формировании первоначальной стоимости основных средств.
С учетом изложенного полагаем, что, так как в рассматриваемой ситуации договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании Актов и иных документов будет принимать только монтажные работы, в стоимость которых будет включена стоимость использованных при монтаже материалов, то расходы в полном объеме могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 226. Но если установка приборов учета сопряжена с исполнением требований законодательства, в том числе Закона N 261-ФЗ, то расходы на оплату электромонтажных работ по монтажу прибора учета электроэнергии следует осуществлять за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
В заключение традиционно напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

13 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики