Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

01.04.2015
ВОПРОС:
Организация (плательщик НДС) применяет общую систему налогообложения, код основного вида деятельности по ОКВЭД - 45.5 (аренда строительных машин и оборудования с оператором).
Организация заключила договор аренды транспортного средства без экипажа (без предоставления услуг по управлению) с физическим лицом (арендатор), который не является индивидуальным предпринимателем. Стоимость аренды - 50 000 руб. в месяц. В соответствии с ОКУН код услуги - 803201 "Аренда машин и оборудования без операторов". На основании заключенного договора физическому лицу по акту приема-передачи передана в аренду спецтехника на 6 месяцев (экскаватор гусеничный, его предполагается использовать по своему прямому назначению).
Правомерно ли выдать физическому лицу (арендатору) вместо кассового чека бланк строгой отчетности при оплате услуги?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При предоставлении в аренду гусеничного экскаватора физическому лицу (не являющемуся индивидуальным предпринимателем), без предоставления услуг по управлению этим экскаватором, организация может воспользоваться положениями п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и выдавать при каждой оплате вместо чеков контрольно-кассовой техники бланки строгой отчетности.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Согласно п. 2 Положения на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).
То есть организация или индивидуальный предприниматель при приеме денежных средств в случае оказания услуг физическому лицу вправе выдать бланк строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку (письмо Минфина России от 02.12.2011 N 03-01-15/7-176).
Если иное не предусмотрено п.п. 5 и 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется (письмо Минфина России от 27.01.2009 N 03-01-15/1-29).
Также отметим, что в соответствии с п. 4 и п. 11 Положения бланки строгой отчетности могут быть изготовлены типографским способом либо сформированы с использованием автоматизированных систем (письмо Минфина России от 26.11.2008 N 03-01-15/11-362).
Принадлежность к услугам, предоставляемым населению предприятиями и организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (письма Минфина России от 23.05.2012 N 03-01-15/4-102, от 02.04.2012 N 03-01-15/3-72).
Так, ОКУН определено, что услуги по аренде (код услуг 803200) относятся к подгруппе "Услуги, связанные с операциями с недвижимым имуществом" (код услуги 803000) группы "Прочие услуги населению" (код 800000) (смотрите, также постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 N 03АП-4255/2010).
При этом полагаем, что экскаваторы могут быть отнесены к самоходным машинам (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 N 03АП-471/2008, Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).
То есть предоставление в аренду гусеничного экскаватора физическому лицу может быть квалифицировано как услуги по аренде машин и оборудования без операторов (код 803201).
В то же время в законодательстве РФ отсутствует положение о том, что перечень поименованных в ОКУН услуг населению является исчерпывающим. Кроме того, в наименовании некоторых услуг в ОКУН присутствуют "прочие услуги", что исключает возможность рассмотрения содержащегося в нем перечня услуг как исчерпывающего (письма Минфина России от 20.09.2013 N 03-01-15/39118, от 04.04.2012 N 03-01-15/3-74, ФНС России от 07.03.2014 N ЕД-4-2/4329@).
Смотрите также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 N 17АП-7900/12.
То есть использование организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания населению услуг, не поименованных в ОКУН, не противоречит законодательству РФ, в случае если эти услуги могут быть классифицированы в соответствии с ОКУН в качестве услуг населению (письмо Минфина России от 08.10.2012 N 03-01-15/8-213).
Кроме того отметим, что согласно п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 предусмотренное п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ правило действует только в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя. В этой связи организации в случае оказания услуг гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя, вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники с выдачей документа, отпечатанного на бланке строгой отчетности и содержащего реквизиты, поименованные в п. 3 Положения N 359 (п. 6 письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).
Учитывая вышесказанное, считаем, что при предоставлении в аренду гусеничного экскаватора физическому лицу (не являющемуся индивидуальным предпринимателем), без предоставления услуг по управлению этим экскаватором, организация может воспользоваться положениями п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ и выдавать при каждой оплате вместо чеков контрольно-кассовой техники бланки строгой отчетности.
В то же время никаких официальных разъяснений, касающихся правомерности применения организацией бланков строгой отчетности, при получении оплаты от физического лица (не являющегося индивидуальным предпринимателем) за аренду гусеничного экскаватора, без предоставления услуг по управлению этим экскаватором, нам обнаружить не удалось. В этой связи рекомендуем обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России или налоговый орган по месту учета (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

К сведению:
Обращаем Ваше внимание, что присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности (смотрите постановления ФАС Московского округа от 11.03.2013 N Ф05-862/13 по делу N А40-70444/2012, ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 N Ф06-2788/12 по делу N А49-1563/2011).
То есть организация может предоставить экскаватор в аренду без оказания услуг по управлению им, даже если такой вид деятельности отсутствуют у неё в ЕГРЮЛ.
Напоминаем, что на основании п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (либо получение оплаты за выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой техники не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", письма УФНС России по г. Москве от 24.06.2011 N 17-14/061289@, от 19.01.2011 N 17-15/4362).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусихин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

11 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики