Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

02.04.2015
ВОПРОС:
По государственному контракту поставщиком допущена просрочка в поставке товара. Товар поставлен и принят заказчиком по окончании срока действия контракта.
Неустойку (пеню) необходимо рассчитывать по дату действия контракта или по дату фактической поставки товара?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Пени начисляются за весь период просрочки поставки товара, в том числе за пределами предусмотренного контрактом срока его действия.

Обоснование вывода.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также - контрагент) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Частью 7 той же статьи предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. В силу приведенных норм размер пени должен определяться в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, далее - Правила).
Порядок определения периода просрочки исполнения обязательств, включая момент, до которого должны начисляться пени за просрочку поставки товара, ни Закон N 44-ФЗ, ни упомянутые выше Правила не детализируют.
Вместе с тем законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, к которому относится Закон N 44-ФЗ, основывается в том числе на положениях ГК РФ. Следовательно, при решении вопроса о соотношении периода начисления пеней за просрочку поставки товара со сроком действия контракта необходимо учитывать нормы этого кодекса.
В силу п. 2 ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст.ст. 506-522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ. Договор поставки является одним из видов гражданско-правовых договоров, к которым применяются общие положения ГК РФ об обязательствах и о договоре (соответственно подразделы 1 и 2 раздела III части первой ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. А в силу п. 4 ст. 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Ни ГК РФ, ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не указывают, что истечение срока действия контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд прекращает обязательство поставщика по передаче товаров заказчику, возникшее в пределах срока действия контракта и не исполненное к моменту окончания этого срока. Более того, из пунктов 6-8 Правил не следует, что в целях исчисления пени допущенный контрагентом период просрочки должен определяться исключительно в пределах срока действия контракта.
Следовательно, пени за нарушение срока поставки товара по государственному контракту должны начисляться за весь период просрочки в пределах действия договорных обязательств (до момента фактического исполнения обязанности поставить товар или прекращения контракта), то есть и по окончании установленного контрактом срока его действия, если контракт не предусматривает, что обязательства по нему прекращаются с окончанием срока действия такого контракта. Иной подход, по нашему мнению, может быть квалифицирован как не соответствующий Правилам.

К сведению:
Разумеется, в случае возникновения между заказчиком и контрагентом разногласий относительно размера подлежащей уплате пени произведенный заказчиком расчет пени может быть скорректирован судом. В связи с этим отметим, что приведенный выше подход распространен в судебной практике, касающейся применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 25.08.2014 N Ф03-2570/14 и от 28.06.2011 N Ф03-2486/11, Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 N 03АП-247/13). Применительно к Закону N 44-ФЗ судебная практика по этому вопросу еще не сформирована.
Вместе с тем в судебной практике представлен и иной подход, который при определенных обстоятельствах может применяться к отношениям по договорам поставки, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Этот подход основан на истолковании нормы п. 1 ст. 511 ГК РФ, согласно которой поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, может восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора, если иное не предусмотрено договором. Отсюда в ряде случаев суды делают вывод о том, что обязанность по поставке товара, как правило, прекращается с окончанием указанного в контракте срока его действия. Исходя из этой правовой позиции, пени за нарушение срока поставки товара могут начисляться только до окончания срока действия договора поставки, так как ст. 521 ГК РФ предусматривает, что установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров, как правило, взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором. Такой подход в ряде случаев применялся и к контрактам, которые были заключены в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 02.08.2012 N Ф10-2675/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 N 09АП-28512/14, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 N 17АП-14944/12).
В заключение еще раз подчеркнем, что независимо от того, какой из приведенных подходов будет применен судом в случае возникновения спора о размере подлежащей уплате пени, единственным соответствующим положениям Закона N 44-ФЗ и Правил способом расчета пени, на наш взгляд, является ее определение исходя из всего периода просрочки поставки товара (в том числе с учетом периода с момента истечения срока действия договора и до исполнения предусмотренных договором обязательств).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

19 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики