Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
03.04.2015
- В бюджетном учреждении уполномоченным органом субъекта РФ осуществлялась внешняя проверка. Было выявлено нецелевое использование средств в рамках выполнения государственного задания, вынесено предписание, на основании которого необходимо возместить причиненный ущерб.
Возмещается ли ущерб в полном объеме и за счет каких средств в случае, если учреждение внебюджетную деятельность не ведет, и в случае, если учреждение ведет внебюджетную деятельность?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетным кодексом не предусмотрено возмещение бюджетными учреждениями средств, по которым выявлено нецелевое использование. При этом за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная ответственность.
Заключенные соглашения о предоставлении субсидии на иные цели или на осуществление капитальных вложений не лишает учреждение права на осуществления расходов за счет средств субсидии на выполнение государственного задания путем перераспределения плановых назначений в том числе и на приобретение оборудования. При этом в План ФХД должны быть своевременно внесены изменения.
Обоснование вывода:
В силу норм ст. 6 БК РФ бюджетные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств. При этом специалисты финансового ведомства указывают, что в отношении таких учреждений нецелевое использование средств возникает при использовании их на цели, не предусмотренные Планом ФХД (письмо Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694).
Порядок формирования и утверждения Плана ФХД определяется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции учредителя учреждения (далее - учредитель), в соответствии с требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования).
Бюджетные учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий в соответствии с Планами финансово-хозяйственной деятельности (далее - Планы ФХД). Иными словами, средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии c теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (смотрите, в частности, п. 12 Требований, Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
Кроме того, специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План ФХД (смотрите, например, письма Минфина России от 31.12.2014 N 02-01-11/69294, от 30.12.2014 N 02-07-10/69030, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106).
Таким образом, расходы, не предусмотренные Планом ФХД, могут осуществляться бюджетным (автономным) учреждением за счет средств субсидии на выполнение задания при уточнении Плана ФХД - уменьшении объема каких-либо запланированных ранее, но не осуществленных расходов. При этом корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии, не требуется.
Направление средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на осуществление расходов, не учитываемых в явном виде при определении ее размера, недопустимо, если такие действия приведут к существенному снижению качественных и (или) количественных показателей выполнения задания по итогам года.
Кроме того, из соответствующего бюджета бюджетному учреждению могут выделяться:
- субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
- субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация о:
- целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
- порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
- порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
В случае образования остатка средств целевой субсидии, указанный остаток подлежит перечислению в соответствующий бюджет, если согласно решению органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении конкретных учреждений, не принято в установленном порядке решение об использовании остатка в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели (п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (далее Закон N 83-ФЗ, Раздел 7 Рекомендации Министерства финансов РФ от 22.10.2013).
Заключенные соглашения о предоставлении субсидии на иные цели или на осуществление капитальных вложений не лишает учреждение права на осуществление расходов за счет средств субсидии на выполнение государственного задания путем перераспределения плановых назначений, в том числе и на приобретение оборудования. При этом в План ФХД должны быть своевременно внесены изменения.
После завершения финансового года частью 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ предусмотрена возможность направлять остатки субсидии не использованные в отчетном году, на государственное задание, на достижение целей, ради которого создано бюджетное учреждение.
Возможность принятия самостоятельного решения о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов в случае достижения экономии средств, образовавшихся в результате выполнения государственного задания, при условии, что данное перераспределение денежных средств не влияет на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, содержится в разъяснениях, приведенных в письмах Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 N 02-13-06/2703 *(1).
Бюджетным кодексом не предусмотрено возмещение бюджетными учреждениями средств, по которым выявлено нецелевое использование. Поэтому вопрос о том, за счет каких средств бюджетного учреждения может быть осуществлено подобное возмещение при наличии предписания уполномоченного органа субъекта РФ, не регламентируется.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 252-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5% до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
18 марта 2015 г.
*(1) Подобная точка зрения учитывается в том числе судебными органами при рассмотрении споров с бюджетными учреждениями о целевом использовании бюджетных средств. Смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 N 13АП-306/15.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним