Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

07.04.2015
ВОПРОС:
Единственным акционером (учредителем) ОАО является субъект РФ в лице Министерства земельных и имущественных отношений. Планируется увеличение уставного капитала (далее - УК) ОАО. В счет увеличения УК будут внесены объект недвижимости и земельный участок.
По какой стоимости принимаются в налоговом учете ОАО указанные объекты недвижимости в целях начисления амортизации?
Какая стоимость указанных объектов будет отражена в расходах для целей налогообложения при их реализации обществом?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача имущества субъекта РФ при увеличении уставного капитала ОАО признается приватизацией указанного имущества. Для целей начисления амортизации в налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого имущества (в том числе объектов недвижимости) формируется из стоимости (остаточной стоимости), согласованной учредителями (акционерами) ОАО, определяемой на дату приватизации, на основании независимой оценки.
В случае реализации в дальнейшем объектов амортизируемого имущества (в том числе объектов недвижимости) доходы от реализации уменьшаются на остаточную стоимость. При реализации земельных участков доход от реализации уменьшается на стоимость земельного участка, определенную при его передаче в порядке приватизации.

Обоснование вывода:
Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный капитал, определены ст. 277 НК РФ. Помимо этого, специальными нормами п. 1 ст. 277 НК РФ предусмотрен порядок определения стоимости имущества, полученного в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организаций. В частности, установлено, что стоимость имущества, полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей главы 25 НК РФ по стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету (часть 5 п. 1 ст. 277 НК РФ).
Также отметим, что применительно к рассматриваемой ситуации последние существенные изменения в ст. 277 НК РФ были внесены Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Пунктом 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ в качестве способов приватизации государственного и муниципального имущества, помимо прочего, предусмотрены:
- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (пп. 1 п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ);
- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (пп. 9 п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 25 Закона N 178-ФЗ внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО может осуществляться как при учреждении ОАО, так и в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО.
Нелишним будет отметить, что при внесении государственного или муниципального имущества в качестве вклада в УК ОАО количество акций, приобретаемых в собственность РФ, субъекта РФ, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций ОАО, а также стоимость государственного или муниципального имущества, вносимого в качестве вклада в УК ОАО (цена приобретения указанных акций), определяются (помимо прочего) в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и законодательством РФ об оценочной деятельности (п. 4 ст. 25 Закона N 178-ФЗ).
Напомним, ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, помимо прочего, следующие случаи, когда проведение оценки обязательно в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе:
- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы юридических лиц и т.д.
Итак, в соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ стоимость имущества, полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей главы 25 НК РФ по стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета. В свою очередь, согласно п. 9 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) первоначальной стоимостью ОС, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, стоимость имущества, полученного в порядке приватизации муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал, признается для целей налогообложения прибыли по стоимости (остаточной стоимости), согласованной учредителями организации, определяемой на дату приватизации. Такие разъяснения представлены, в частности, в письме Минфина России от 08.11.2012 N 03-03-06/1/576 в качестве ответа на вопрос об определении первоначальной стоимости объектов недвижимости для целей начисления амортизации в налоговом учете.
Аналогичные выводы содержатся в письме Минфина России от 15.03.2012 N 03-03-06/1/129, но уже со ссылкой на нормы ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".
Приведем также пример из арбитражной практики. В частности, как указано в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.03.2013 N Ф07-250/13 по делу N А05-5818/2012, предусмотренный в п. 9 ПБУ 6/01 способ оценки имущества согласуется с положениями ст. 34 Закона N 208-ФЗ, где установлено, что денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении ОАО, производится по соглашению между учредителями. Тем самым суд признал обоснованным, что налогоплательщик рассчитывал амортизацию основных средств, полученных в ходе приватизации муниципального имущества, исходя из их стоимости, согласованной учредителями, определенной на дату приватизации на основании заключения независимого оценщика.
Здесь же отметим, что в п. 3 ст. 34 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что при оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 Закона N 208-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 77 Закона N 208-ФЗ, в свою очередь, установлено: "В случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или порядок ее определения либо цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости".
По нашему мнению, из приведенных выше норм Закона N 178-ФЗ, применяя их в совокупности с нормами Закона N 208-ФЗ, можно однозначно заключить, что в рассматриваемой ситуации в соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ объекты недвижимости принимаются к налоговому учету по стоимости:
1) согласованной учредителями;
2) определенной с учетом проведенной независимой оценки.
Как указано в пп. 1 ст. 268 НК РФ, при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ. Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу главы 25 НК РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (абзац 8 п. 1 ст. 257 НК РФ).
При реализации прочего имущества доходы могут быть уменьшены на цену приобретения (создания) этого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Напомним, земельные участки не признаются амортизируемым имуществом (п. 2 ст. 256 НК РФ).
Учитывая изложенное, в целях главы 25 НК РФ выручка от реализации, в частности, земельного участка, ранее полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, может быть уменьшена на стоимость этого земельного участка, определенную в порядке, установленном п. 1 ст. 277 НК РФ, т.е. на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета (см. письма Минфина России от 27.10.2010 N 03-03-06/1/666, от 29.01.2010 N 03-11-06/2/09).

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

19 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики