Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

08.04.2015
ВОПРОС:
Два физических лица являются учредителями общества с ограниченной ответственностью с равными долями в уставном капитале - 50% и 50%. Кроме того, те же два физических лица являются учредителями еще двух обществ с ограниченной ответственностью (с такой же пропорцией в уставных капиталах) (одно ООО - на общей системе налогообложения, второе ООО - на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы"). Между этими организациями с одними и теми же учредителями производится реализация продукции на сумму менее 60 миллионов рублей в год.
Ни одно из обществ не является плательщиком НДПИ, ЕНВД, ЕСХН. Среди сторон нет организации, пользующейся льготами по налогу на прибыль организаций или применяющей налоговую ставку в размере 0%, или освобожденной от уплаты этого налога.
Являются ли такие сделки контролируемыми? Каков порядок представления отчетности (уведомлений и т.п.) о совершенных контролируемых сделках в случае, если сделки таковыми являются?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации мы не видим оснований для признания сделок, осуществляемых взаимозависимыми лицами, контролируемыми.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.
Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Форма (форматы) такого уведомления, порядок его заполнения и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме".
Уведомления о контролируемых сделках направляются налогоплательщиками-организациями в налоговый орган по месту своего нахождения (либо по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика для соответствующих организаций) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
В свою очередь, п. 1 ст. 105.14 НК РФ установлено, что в целях НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами.
На основании пп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ указанные в вопросе организации признаются взаимозависимыми.
Вместе с тем тот же п. 1 ст. 105.14 НК РФ уточняет, что сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ.
Так, сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п.п. 3, 4 и 6 ст. 105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Однако в рассматриваемой ситуации нет ни одного обстоятельства, служащего основанием для признания сделок, осуществленных между указанными взаимозависимыми лицами, контролируемыми:
- сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год не превышает 1 миллиарда рублей (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- ни одна из сторон сделок не является налогоплательщиком НДПИ (пп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- ни одна из сторон сделок не является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности (пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- ни одна из сторон сделок не освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций и не применяет к налоговой базе по налогу на прибыль налоговую ставку 0 процентов или пониженную ставку налога (в том числе в связи с участием в региональном инвестиционном проекте) (пп.пп. 4, 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- ни одна из сторон сделок не является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны (п. 5 ст. 105.14 НК РФ);
- ни одна из сторон сделок не осуществляет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (пп. 6 п. 2 ст. 105.14, ст. 275.2 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации мы не видим оснований для признания сделок, осуществляемых взаимозависимыми организациями, контролируемыми, в том числе с учетом того, что доходы по сделкам за календарный год не превысили 60 миллионов рублей. Соответственно, отсутствует необходимость представления уведомления о контролируемых сделках.
Отметим, что п.п. 3, 4, 6 ст. 105.14 НК РФ содержат дополнительные ограничения для признания сделок контролируемыми. В числе таких ограничений есть и суммовое. То есть даже при совершении сделок, отвечающих критериям признания их контролируемыми в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ, но на сумму, не превышающую определенный порог, а именно:
- для сделок, совершенных с участием плательщиков ЕНВД или ЕСХН, - не более 100 миллионов рублей за календарный год;
- для иных сделок, указанных в пп.пп. 2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, - не более 60 миллионов рублей за календарный год,
указанные сделки не будут являться контролируемыми.
Смотрите также письма Минфина России от 31.12.2014 N 03-01-18/69490, от 29.04.2014 N 03-01-РЗ/20100, от 28.10.2013 N 03-01-18/45462, от 12.08.2013 N 03-01-18/32630 и др.

К сведению:
По заявлению ФНС России суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным ст. 105.14 НК РФ (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Именно ФНС России (а не территориальный налоговый орган) проводит полноту исчисления и уплаты налогов (а также суммы доходов по сделкам в целях признания их контролируемыми) в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, п. 1 ст. 105.17 НК РФ):
- на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, направленных в ФНС России территориальным налоговым органом в соответствии с п.п. 5, 6 ст. 105.16 НК РФ;
- а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг.
При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

21 марта 2015г .

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики