Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

10.04.2015
ВОПРОС:
Необходимо ли юридическому лицу, меняющему в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ наименование организационно-правовой формы с открытого акционерного общества на акционерное общество, переоформлять в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ" лицензии, сертификаты на товар, регистрационные удостоверения и иные документы?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации указанные в вопросе документы переоформлять не требуется.

Обоснование позиции:
Часть 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в качестве одного из оснований для переоформления лицензии указывает изменение наименования юридического лица.
Согласно же п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) изменение наименований организаций, созданных до вступления в силу этого закона, в связи с приведением в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие прежнее наименование организации.
В Законе N 99-ФЗ не приведен конкретный перечень документов, которые понимаются в нем под "иными документами". Как нам представляется, на этом основании можно утверждать, что под "иными документами" в этом законе понимаются любые (за исключением учредительных) имеющиеся у организации документы, содержащие ее наименование, в том числе и указанные в вопросе.
Ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. При этом в случае возникновения правовой коллизии действует принцип приоритета специальных норм над общими. В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (смотрите, в частности, определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 N 182-О, определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О).
Сказанное позволяет утверждать, что в случае изменения наименования акционерного общества в связи с приведением его в соответствие с новой редакцией ГК РФ*(1) переоформлять имеющиеся у организации лицензии и иные разрешительные документы не требуется, несмотря на то, что такое требование установлено законодательством о лицензировании.
К сожалению, судебной практики по этому вопросу нам обнаружить не удалось, однако косвенно наша позиция подтверждается в ряде разъяснений государственных органов (смотрите, например, например, разъяснения Федерального агентства воздушного транспорта, письма ФНС России от 16.09.2014 N СА-4-14/18715 и от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21933, письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.10.2014 N АА-03-04-36/16011).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Земцов Евгений

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

25 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Подчеркнем, что это правило применяется в том случае, если наименование юридического лица изменяется лишь в части указания на организационно-правовую форму. Если одновременно изменяется и собственно наименование организации, такое изменение, будучи связано не только с приведением наименования в соответствие с Законом N 99-ФЗ, на наш взгляд, потребует переоформления имеющихся у организации лицензий.

Все консультации данной рубрики