Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

13.04.2015
ВОПРОС:
В кассу казенного учреждения от физического лица поступили денежные средства в сумме 50 руб. для оплаты пеней и штрафов по взносам во внебюджетные фонды. В настоящее время средства из кассы внесены на лицевой счет получателя бюджетных средств.
Какими бухгалтерскими проводками следует отразить в бюджетном учете операции по поступлению и использованию данных средств?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Согласно действующему законодательству у Вашей организации возникает бюджетное и денежное обязательство по оплате пеней и штрафов по взносам во внебюджетные фонды. Такое обязательство должно быть исполнено в общеустановленном порядке за счет доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств текущего года.
Денежные средства, внесенные физическим лицом в целях компенсации расходов бюджета (казенного учреждения), как и любые другие доходы казенного учреждения, подлежат зачислению в бюджет. На соответствующие суммы казенному учреждению могут быть доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями бюджетного законодательства, а также нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ бюджетное и денежное обязательство по оплате пеней и штрафов по взносам во внебюджетные фонды возникает именно у казенного учреждения. Отражение в учете операций по принятию этого обязательства, а также его исполнение не может быть увязано с поступлением в кассу казенного учреждения каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов отражаются по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
С учетом изложенного операции по начислению и уплате пеней и штрафов по страховым взносам во внебюджетные фонды могут быть отражены в учете на балансовых счетах с использованием следующих корреспонденций*(1):
1) Дебет КРБ 1 401 20 290 Кредит КРБ 1 303 ХХ 730
- начислены пени (штрафы) за несвоевременную уплату страховых взносов;
2) Дебет КРБ 1 303 ХХ 830 Кредит КРБ 1 304 05 290
- перечислены пени (штрафы) во внебюджетные фонды.
Любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в соответствующий бюджет (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ). При этом согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному ст. 35 БК РФ, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.
Таким образом, при получении казенными учреждениями каких-либо доходов и перечислении соответствующих сумм в бюджет уполномоченные органы могут, но не обязаны доводить таким учреждениям дополнительные лимиты бюджетных обязательств (смотрите, в частности, письма Минфина России от 16.05.2012 N 02-03-09/1740, от 07.11.2012 N 02-13-06/4672, от 12.11.2012 N 02-13-11/4717, от 17.05.2011 N 02-03-09/2016).
Данное правило в полной мере применимо и в том случае, когда соответствующие доходы направлены на компенсацию вполне определенных расходов, которые осуществило казенное учреждение или будет осуществлять в будущем.
По нашему мнению, внесение денежных средств в кассу казенного учреждения для оплаты пеней и штрафов по взносам во внебюджетные фонды не в полной мере соответствует смыслу договора пожертвования (ст. 582 ГК РФ).
Полагаем, что более корректным решением будет квалификация данного поступления в качестве компенсации затрат государства (муниципального образования). С точки зрения гражданского законодательства можно говорить о дарении денежных средств (ст. 572 ГК РФ). Такие поступления согласно Указаниям N 65н должны отражаться в бюджетном учете администратора доходов бюджета с применением статьи КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)". Согласно новой редакции п. 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, и учетной политике организации госсектора расчеты по такого рода доходам могут учитываться на счете 209 00 "Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам".
Денежные средства, поступившие в кассу, могут быть зачислены в доход бюджета двумя способами.

Способ № 1
Средства, внесенные в кассу, могут перечисляться на основании реквизитов, указанных в объявлении на взнос наличными, непосредственно в доход бюджета на лицевой счет администратора доходов на соответствующий код доходов бюджета (смотрите, в частности, п. 33 Правил, утвержденных приказом Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н).

Способ № 2
На основании реквизитов, указанных казенным учреждением в объявлении на взнос наличными, средства могут зачисляться на лицевой счет получателя бюджетных средств (а не на лицевой счет администратора доходов бюджета) в порядке восстановления кассовых выплат на соответствующие коды классификации расходов бюджета. И с этого лицевого счета осуществляется перечисление в доход бюджета. Данный способ не в полной мере учитывает назначение лицевого счета получателя бюджетных средств. Тем не менее на сегодняшний день его применение, как правило, не рассматривается в качестве финансового нарушения.
Как следует из вопроса, внесенные в кассу Вашего учреждения денежные средства зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств. При таких обстоятельствах, учитывая положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, учреждение может применить следующие корреспонденции:
1) Дебет КДБ 1 209 30 560 Кредит КДБ 1 401 10 130
- отражен доход бюджета в сумме подлежащих компенсации расходов;
2) Дебет КИФ 1 201 34 510 Кредит КДБ 1 209 30 660
- поступили в кассу учреждения денежные средства в счет компенсации расходов бюджета;
3) Дебет КДБ 1 210 03 560 Кредит КИФ 1 201 34 610
- отражено выбытие денежных средств для внесения их на лицевой счет получателя бюджетных средств;
4) Дебет КРБ 1 304 05 290 Кредит КДБ 1 210 03 660
- средства зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств;
5) Дебет КДБ 1 210 02 130 Кредит КРБ 1 304 05 290
- средства перечислены в доход бюджета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

24 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики