Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

14.04.2015
ВОПРОС:
По итогам комплексной ревизии в автономном учреждении ревизоры представили предписание о восстановлении денежных средств в бюджет города. Выявлены нарушения:
а) неправомерные выплаты за счет субсидий на выполнение муниципального задания - превышение норм расхода на питание в командировках, превышение норм списания по ГСМ, переплата по заработной плате;
б) необоснованная выплата при реализации целевой программы. Произведены расходы по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ для приобретения подарочной продукции участникам спортивного мероприятия. Был оформлен акт на списание. Нет пофамильного списка и ведомости на выдачу;
в) при проведении мероприятия произведена оплата расходов по питанию детей по статье 290 КОСГУ. В акте указано количество детей, не представлены списки. Контрольное мероприятие осуществлялось должностными лицами органа внутреннего финансового контроля муниципального образования. Муниципальное задание выполнено автономным учреждением в установленный срок и с надлежащим качеством, но недооформлены документы.
Правы ли ревизоры в том, что выписывают предписание о возврате в бюджет неправомерно и необоснованно израсходованных бюджетных средств?
Должно ли учреждение возвращать субсидии по муниципальному заданию в бюджет при выявленных нарушениях?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В соответствии с действующим законодательством у автономного учреждения не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм, поступающих в счет возмещения переплат (неположенных выплат), которые были произведены в прошлые годы за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания.
При этом возврат неиспользованных средств субсидии на выполнение муниципального задания в следующем финансовом году не предусмотрен.
2. Возврат использованных муниципальным автономным учреждением не по назначению сумм субсидии на иные цели должен быть осуществлен в соответствии с условиями предоставления указанных субсидий, установленными местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления, либо в порядке, установленном соглашением на предоставление указанных средств.
При отсутствии требований о предоставлении пофамильных списков всех участников массового мероприятия, проведенного автономным учреждением за счет средств целевых субсидий, отсутствие таких списков в качестве документального подтверждения расходов на проведение указанного мероприятия при наличии иных документов, подтверждающих осуществленные расходы, по нашему мнению, не может быть квалифицировано в качестве нарушения порядка использования средств субсидии.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с положениями ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля относятся:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля определяется муниципальными правовыми актами местных администраций.
1. В силу положений п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:
- особо ценным движимым имуществом;
- недвижимым имуществом.
Это имущество должно быть закреплено за ним учредителем или приобретено автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем.
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно и отвечает по своим обязательствам, если иное не установлено законом (смотрите п. 2 ст. 120, п. 2 ст. 298 ГК РФ).
При этом денежные средства в соответствии с действующим законодательством к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (ст. 3 Закона N 174-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества").
Субсидиарная ответственность органа, осуществляющего в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), по долгам автономного учреждения, за исключением обязательств автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, действующим законодательством не предусмотрена (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).
И наконец, при проведении контрольных мероприятий в автономных учреждениях прежде всего проверяется:
- соблюдение условий предоставления субсидий;
- выполнение государственного (муниципального) задания в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством;
- полнота и достоверность отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Соответственно, автономные учреждения самостоятельно принимают решения о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов, учитывая ограничения по расходованию денежных средств, которые предусматриваются для отдельных видов деятельности (финансового обеспечения).
Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых создано автономное учреждение (ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Отметим также, что, даже если рассматривать суммы, поступающие в счет возмещения переплат (неположенных выплат), не в качестве доходов автономного учреждения, а как суммы остатков субсидии прошлого года, оснований для их перечисления в доход бюджета или уменьшения на эти суммы субсидии текущего года нет.
При этом возврат неиспользованных средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в следующем финансовом году не предусмотрен (смотрите, в частности, Вопросы к видеоконференции по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности (финансовые органы) (п. 7 раздела "Вопросы ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности")).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством у автономного учреждения не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм, поступающих в счет возмещения переплат (неположенных выплат), которые были произведены в прошлые годы за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания.
2. Помимо субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, автономным и бюджетным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии на иные цели (целевые субсидии) (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ из местных бюджетов устанавливаются местной администрацией или уполномоченными ими органами местного самоуправления (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Конкретные условия предоставления автономному учреждению целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, содержится информация о:
- целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
- порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
- порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
Соответственно, обеспечение целевого характера использования средств субсидии на иные цели заключается в соблюдении автономным учреждением условий соглашения о предоставлении субсидии и действующему порядку применения КОСГУ.
При этом возврат использованных муниципальным автономным учреждением не по назначению сумм субсидии на иные цели должен быть осуществлен также в соответствии с условиями предоставления указанных субсидий, установленными местной администрацией или уполномоченными ими органами местного самоуправления, либо в порядке, установленном соглашением на предоставление указанных средств. Положения п. 3 ст. 306.4 БК РФ на возврат использованных не по назначению средств субсидий на иные цели не распространяются.
Вместе с тем на основании положений ст. 15.14 КоАП РФ направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, может быть квалифицировано уполномоченными органами в качестве нецелевого использования бюджетных средств и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5% до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
Отметим также, что особенности документального оформления расходов при проведении массовых спортивных мероприятий, предусмотренных целевыми программами, на реализацию которых из бюджета муниципального образования предоставляются субсидии, могут быть установлены как нормативными актами органов местного самоуправления, так и учетной политикой самого учреждения. Полагаем, что в качестве нарушения (недостатка) при проведении контрольных мероприятий органами муниципального контроля может быть квалифицировано именно отсутствие порядка списания расходов на проведение массовых мероприятий, участниками которых является население.
По нашему мнению, при отсутствии требований о предоставлении пофамильных списков всех участников массового мероприятия, проведенного автономным учреждением за счет средств целевых субсидий, отсутствие таких списков в качестве документального подтверждения расходов на проведение указанного мероприятия, при наличии иных документов, подтверждающих осуществленные расходы, не может быть квалифицировано в качестве нарушения порядка использования средств субсидии.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Нарушения, выявляемые в ходе государственного (муниципального) финансового контроля. Ответственность за их совершение;
- Энциклопедия решений. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль;
- Энциклопедия решений. Уменьшение объема субсидии на выполнение госзадания.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

17 марта 2015 г.

Все консультации данной рубрики