Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
16.04.2015
- В муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения имеется заключение сторонней организации о неисправности оборудования.
Каковы основания списания особо ценного движимого имущества в учреждении, если износ оборудования составляет 70%, но оборудование неисправно?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основанием для списания имущества бюджетного учреждения является принятое в установленном порядке решение комиссии учреждения. При этом списание особо ценного имущества должно быть согласовано с органом, исполняющим функции и полномочия собственника муниципального имущества, в порядке, установленном в конкретном публично-правовом образовании.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания (в том числе определяет перечень оснований для списания) имущества, принадлежащего ему на праве собственности, - соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
Так, например, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.
Как правило, перечень оснований для списания, определенный собственником имущества, согласуется с положениями п. 51 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляются профильной комиссией учреждения, действующей на постоянной основе (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Именно комиссия учреждения принимает решение по вопросу о целесообразности (возможности) дальнейшего использования имущества. Здесь возможны, в частности, следующие варианты:
1. Имущество может быть использовано для осуществления уставной деятельности госучреждения после его восстановления;
2. Имущество пригодно к эксплуатации, но не может быть использовано в госучреждении в связи с его моральным износом:
- использование объекта не будет отвечать стандартам услуг (работ), оказываемых (выполняемых) госучреждением;
- расходы по эксплуатации (содержанию) объекта существенно превышают соответствующие показатели по современным аналогичным объектам и т.п.
3. Имущество не может быть использовано по прямому назначению (не пригодно к эксплуатации), так как его восстановление:
- невозможно;
- неэффективно (стоимость восстановления будет существенно превышать те выгоды, которые могут быть получены от использования этого имущества в будущем).
Итогом работы комиссии при принятии решения о списании имущества являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Согласно требованиям п. 51 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в том числе по основанию:
- морального и физического износа объекта основных средств;
- нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.
Кроме того, в силу п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств и реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании, допускаются только после утверждения руководителем решения о списании (выбытии) объекта основного средства, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - при наличии согласования этого решения с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества.
Если списание определенного вида имущества не требует согласования с уполномоченными органами, то акт о его списании может быть утвержден руководителем учреждения сразу же после его представления профильной комиссией (смотрите, например, письмо Росимущества от 30.03.2010 N 22-06/3844).
Напомним, что распоряжаться особо ценным имуществом без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10, 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), соответственно, списание особо ценного движимого имущества подлежит согласованию с учредителем.
Конкретный порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определяется с учетом положений постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 (далее - Постановление N 538). При этом главным критерием является балансовая стоимость имущества.
Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений утверждаются органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, определяемых согласно Постановлению N 538.
Обратите внимание, что согласно ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" объектами бухгалтерского учета в числе прочих объектов являются активы. Под активами организации государственного сектора понимаются ресурсы, от которых ожидается поступление будущих экономических выгод или возможности полезного использования.
В проекте федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" (опубликован на сайте Минфина России http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/sfo/) под активами понимаются ресурсы, контролируемые субъектом сектора государственного управления в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которых ожидается поступление субъекту экономических выгод или полезного потенциала.
Принимая во внимание сказанное, а также изменения, внесенные приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н в п. 335 Инструкции N 157н, мы считаем, что имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования в организации, списывается с балансового учета, так как не отвечает понятию актива (смотрите также письмо Минфина России от 19.12.2013 N 02-06-010/56211). До момента ликвидации (уничтожения, утилизации) либо до принятия иного решения (о реализации или безвозмездной передаче) это имущество в целях обеспечения его сохранности учитывается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н).
То есть, если имущество уже не отвечает понятию "актив", а оформление его списания занимает достаточно значительный промежуток времени, профильная комиссия учреждения может оформить, к примеру, Акт о выводе имущества из эксплуатации или иной подобный документ. На основании этого документа и в соответствии с п. 335 Инструкции N 157н выведенное из эксплуатации имущество до утверждения Акта о списании и окончания демонтажа (утилизации) может учитываться за балансом на счете 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение".
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества;
- Энциклопедия решений. Согласование списания государственного и муниципального имущества;
- Энциклопедия решений. Организация работы профильной комиссии госучреждения при списании имущества;
- Энциклопедия решений. Документы, предоставляемые госучреждением для согласования списания имущества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
31 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним