Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

17.04.2015
ВОПРОС:
Автогрейдер передан муниципальному бюджетному учреждению учредителем (в лице администрации сельского поселения) в оперативное управление. Учреждение выполняет на этом автогрейдере работы по поручению администрации в рамках государственного задания и имеет право выполнять подобные работы за плату. Для этого необходимо произвести расчет стоимости услуг автогрейдера.
Какова предельная норма рентабельности для такого вида деятельности? Можно ли установить цену с разной нормой рентабельности, например для бюджетных организаций и физических лиц - в меньшем размере, а для юридических лиц - в большем, т.к. у них эта услуга наиболее востребована?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Установление бюджетным учреждением различных цен на услуги (работы) для разных потребителей противоречит нормам действующего законодательства РФ.
Общего, единого для бюджетных (автономных) учреждений какого-либо уровня порядка определения цены (платы) за основные платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) этими учреждениями, нет.
Необходимость установления и предельный размер рентабельности, применяемый при расчете цены, определяются соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
При этом платные услуги (работы) бюджетных учреждений можно разделить на две части:
- услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание (основные платные услуги (работы));
- услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых это учреждение создано (неосновные платные услуги (работы)).
Как следует из вопроса, работа автогрейдера является частью основной деятельности учреждения, так как она выполняется в том числе и в рамках муниципального задания.
Пунктом 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ для бюджетных учреждений установлена возможность сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Иными словами, основные платные услуги (работы) бюджетное учреждение должно оказывать (выполнять) на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, финансовое обеспечение предоставления которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036).
Поэтому мы считаем, что установление бюджетным учреждением различных цен на услуги (работы) для разных потребителей противоречит нормам действующего законодательства РФ.
Более того, судебная практика рассматривает порядок, позволяющий организациям госсектора устанавливать различные цены (тарифы, размер платы) для государственных и муниципальных учреждений и для коммерческих организаций, как создающий более выгодные условия для отдельных категорий субъектов на конкурентном рынке, а соответственно, как нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 N 17АП-13209/11), а установление бюджетным учреждением различной цены на услуги для разных потребителей без какого-либо экономического обоснования - как нарушение п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 N 17АП-12835/11).
В соответствии со ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ порядок определения платы за основные платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) бюджетными учреждениями, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализ нормативных правовых актов, изданных такими органами в различных публично-правовых образованиях, показывает, что фактические цены на платные услуги (работы) складываются из затрат на их выполнение (калькуляция себестоимости) и необходимого уровня рентабельности.
Отметим, что в настоящее время на федеральном уровне общего требования о предельном размере рентабельности для учреждений, оказывающих (выполняющих) платные услуги (работы), не существует. Отдельными отраслевыми и ведомственными правовыми актами по определению себестоимости платных услуг (работ) просто устанавливаются ограничения размера рентабельности или указывается на необходимость обеспечить рентабельность. Однако это скорее исключение, чем правило.
Таким образом, в целях обеспечения реализации предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий органов местного самоуправления нормативный акт о порядке расчета стоимости платных услуг (работ), в том числе об определении допустимого уровня рентабельности, применительно к рассматриваемой ситуации должен быть издан Администрацией сельского поселения. Однако, по всей видимости, на уровне Вашего муниципального образования такой документ еще не утвержден.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации орган местного самоуправления является также учредителем муниципального бюджетного учреждения, учреждению целесообразно обратиться непосредственно к нему с вопросом об утверждении указанного документа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

2 апреля 2015 г.

Все консультации данной рубрики