Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

20.04.2015
ВОПРОС:
Если организация несколько раз в год проводит инвентаризацию, как часто нужно составлять инвентаризационную ведомость ИНВ-26: в конце года или каждый раз при проведении инвентаризации? Какие даты должны стоять в отчетном периоде? Что указать в строке "вид операции" в ИНВ-26?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что данная форма заполняется при каждой инвентаризации.

Обоснование позиции:
Согласно пункту 5.6 приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания) данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.
Унифицированной формой данной ведомости на сегодняшний день является форма ИНВ-26, утвержденная постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26 (далее - ИНВ-26).
К сожалению, кроме приведенных выше норм какие-либо иные разъяснения по поводу периодичности применения и заполнения данной формы нам найти не удалось.
Полагаем, что организация может придерживаться следующего варианта.
По итогам каждой проведенной в организации инвентаризации организация обязана составить форму ИНВ-26. Итоги проведенной инвентаризации отражаются в форме ИНВ-26, только если выявлены излишки или недостачи имущества. На основании сличительных ведомостей заполняется форма ИНВ-26, в которой систематизируются выявленные излишки, недостачи и порча имущества. Именно на основании формы ИНВ-26 бухгалтером на счетах учета по каждой позиции выявления излишков, недостач, порчи, пересортицы отражаются результаты инвентаризации.
Ведомости по форме ИНВ-26 присваивается номер, дата оформления, указываются наименования организации и структурного подразделения, указывается ОКПО, вид деятельности по ОКДП, вид операции, а также указывается отчетный период, за который обобщаются результаты.
В табличной части формы отражаются выявленные результаты расхождения в имуществе и порядок списания выявленных недостач и порчи имущества - зачтено по пересортице, списано в пределах норм естественной убыли, списано на счет виновных лиц, списано сверх норм естественной убыли. И в строке "Итого" указываются итоговые значения.
Подписывают форму ИНВ-26 руководитель организации, главный бухгалтер, а также председатель инвентаризационной комиссии.
Полагаем, что при проведении первой инвентаризации отчетный период следует указать с 1 января соответствующего года по дату окончания инвентаризации.
При проведении второй и последующей инвентаризации, по нашему мнению, следует учесть, были ли проведены инвентаризации того или иного имущества ранее, если были, то в строке "Отчетный период" формы ИНВ-26 следует указать период со следующего дня с даты окончания последней инвентаризации по дату окончания текущей инвентаризации.
Если проводится инвентаризация нескольких видов имущества и сроки окончания ранее проведенной инвентаризации по видам имущества не совпадают, то полагаем, что по итогам текущей инвентаризации составляются две и более ведомости ИНВ-26 в зависимости от количества инвентаризируемого имущества и выявленных по этому имуществу излишков и недостач.
Что касается вопроса заполнения строки "Вид операции" формы ИНВ-26, отметим следующее.
По нашему мнению, при отсутствии каких-либо указаний заполнения данной формы, как было сказано выше, в данной строке может быть указано: "выявление излишков", "выявление недостачи", "выявление пересортицы", "выявление порчи" - в зависимости от цели проведенной инвентаризации. Однако, как показывает практика, при проведении инвентаризации эта строка не заполняется.
Полагаем, организация может воспользоваться п. 7 ПБУ 1/2008*(1) и прописать в учетной политике периодичность применения и заполнения указанной формы.
В заключение отметим, что изложенная по поставленному вопросу позиция является нашим экспертным мнением. Официальные разъяснения по аналогичным ситуациям, насколько нам известно, отсутствуют.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет списания товаров в результате порчи, недостачи, хищения;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

2 апреля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (п. 7 ПБУ 1/2008).

Все консультации данной рубрики