Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

21.04.2015
ВОПРОС:
Должна ли коммерческая организация (г. Москва), соответствующая критериям признания ее субъектом малого предпринимательства, устанавливать лимит по кассе, если она не зарегистрирована в качестве субъекта малого предпринимательства в установленном законодательством порядке?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время единственным способом регистрации субъектов малого предпринимательства в этом качестве является их внесение в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства, которые ведутся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такое внесение носит добровольный характер.
Организация, соответствующая критериям признания ее субъектом малого предпринимательства, установленным в п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе независимо от того, внесены сведения о ней в указанные реестры или не внесены.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и к средним предприятиям.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в частности, внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время указанные предельные значения установлены постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и составляют для микропредприятий 60 млн. руб.; малых предприятий - 400 млн. руб.; средних предприятий - 1 000 млн. руб.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (далее - Реестры) (п. 1 ст. 8 Закона N 209-ФЗ).
Кроме того, органы исполнительной власти г. Москвы ведут Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы (далее - Реестр г. Москвы), который представляет собой систематизированную базу данных о субъектах малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на внесение сведений о них в Реестр г. Москвы в добровольном порядке. Наряду с Реестром г. Москвы уполномоченный орган ведет Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с Законом N 209-ФЗ (ч. 5 ст. 1 Закона г. Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве"). То есть внесение хозяйствующего субъекта в Реестр г. Москвы носит добровольный характер.
Следует иметь в виду, что иного способа регистрации субъектов малого предпринимательства, помимо их внесения в Реестры, в том числе в Реестр г. Москвы, законодательством не установлено. В частности, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не относит сведения о том, что организация является субъектом малого предпринимательства, к сведениям, подлежащим внесению в ЕГРЮЛ.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что наличие у хозяйствующего субъекта статуса субъекта малого предпринимательства обусловлено исключительно его соответствием критериям, установленным в п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Отметим, что в некоторых ситуациях субъектам малого предпринимательства следует подтверждать свой статус. Так, в силу пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 14 Закона N 209-ФЗ, п. 9 постановления Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1338-ПП "О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы" добровольное внесение субъектов малого предпринимательства в Реестр является подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства, необходимым для получения поддержки органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 16 Закона N 209-ФЗ, Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2013 "О порядке предоставления государственной преференции в виде права заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных п. 13 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Поэтому полагаем, что вопрос об обязанности подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства следует решать в рамках конкретных ситуаций.
С 01.06.2014 порядок ведения кассовых операций установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание).
В соответствии с абзацем первым п. 2 Указания для ведения кассовых операций юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в его кассе, после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня. Иными словами, для юридических лиц предусмотрена обязанность по установлению лимита остатка наличных денег. Исключением являются субъекты малого предпринимательства, которые, согласно абзацу десятому п. 2 Указания, лимит остатка наличных денег могут не устанавливать (смотрите также письмо ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338).
Абзацем вторым п. 1 Указания предусмотрено, что в целях Указания под субъектами малого предпринимательства понимаются юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Как было сказано выше, Закон N 209-ФЗ не содержит требований к признанию хозяйствующих субъектов субъектами малого предпринимательства, отличных от критериев п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Учитывая все вышеизложенное, полагаем, что коммерческая организация, соответствующая критериям п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ и являющаяся субъектом малого предпринимательства, вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе независимо от того, внесена ли она в Реестр.
Сумма наличных денег, хранящихся в кассе субъекта малого предпринимательства, не установившего лимит остатка наличных денег, по завершении рабочего дня, определяется указанным хозяйствующим субъектом. При этом руководителем должны быть определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций и их хранении. В то же время в случае установления субъектами малого предпринимательства лимита остатка наличных денег в кассе указанным хозяйствующим субъектам необходимо соблюдать требования Указания в части недопущения накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, предусмотренных абзацем восьмым п. 2 Указания (письмо Банка России от 08.12.2014 N 29-1-1-6/9698).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Лимит остатка денежной наличности;
- Энциклопедия решений. Упрощенный порядок ведения кассовых операций субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусев Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

2 апреля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики