Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

24.04.2015
ВОПРОС:
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не определен исчерпывающий перечень случаев, в которых заказчиком закупка может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничений относительно порядка проведения закупки не установлено.
Вправе ли автономное учреждение в своем Положении о закупках предусмотреть возможность заключения договоров на выполнение определенных работ с единственным поставщиком без проведения торгов (способ прямой закупки у единственного поставщика без ограничения цены договора)?
Не будет ли это нарушением Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"?
Не будет ли это противоречить положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В положении о закупке автономного учреждения может быть предусмотрена возможность заключения договоров на выполнение определенных работ с единственным поставщиком без ограничения цены такого договора. Само по себе это не противоречит ни Закону N 223-ФЗ, ни законодательству о защите конкуренции.

Обоснование вывода:
Действительно, Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не содержит закрытого перечня способов закупки, не определяет условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), в том числе закупка у единственного контрагента (п. 2 ч. 19 ст. 4 этого Закона).
Закупочную деятельность заказчика регламентирует именно положение о закупке, которое и содержит все требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупочных процедур (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317).
Право заказчика закрепить в положении тот или иной способ закупки и условия применения этого способа, в том числе и закупки у единственного контрагента, не поставлены Законом N 223-ФЗ в зависимость от каких-либо обстоятельств, в то числе от цены договора. Не ограничивает такое право и требование ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ осуществлять в электронной форме закупку товаров, работ и услуг, перечень которых утвержден Правительством РФ, поскольку оно относится именно к форме проведения закупки, которая при этом может осуществляться разными способами. Это следует и из п. 2 постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616, которым утвержден соответствующий перечень, на это также указано в разделе 6 разъяснений по вопросам применения Закона N 223-ФЗ, направленных письмом Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2012 N ИА/44025/12. 
Ни в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), ни в других федеральных законах право заказчика закрепить в положении о закупке возможность осуществления закупки у единственного поставщика не ограничивается какими-либо условиями. В частности, такая возможность не обусловлена ценой заключаемого договора либо его предметом. Безусловно, действия заказчика не должны противоречить содержащимся в Законе N 135-ФЗ правилам и не должны нарушать установленные им запреты. Так, например, нарушением является заключение договора без проведения торгов в тех случаях, когда торги должны проводиться в силу закона (смотрите, например, ст. 18 Закона N 135-ФЗ, положения которой распространяются на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды), а при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ч.ч. 1 и 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). Однако само по себе осуществление в соответствии с положением о закупках закупки без проведения конкурентных процедур и заключение договора о выполнении работ с единственным контрагентом (в том числе на сумму, превышающую 100 тысяч рублей) не является нарушением Закона N 135-ФЗ. Обширной судебной практики по заданному вопросу нам обнаружить не удалось. Однако, например, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 N 14АП-2229/14 указано, что заказчик был вправе заключить договор способом прямой закупки (закупки у единственного поставщика) на основании положения о закупке, в соответствии с которым прямая закупка осуществляется в том числе в случае, если цена одного договора на закупку одноименной продукции у единственного поставщика не превышает 2 миллионов рублей.
Таким образом, способы закупки, процедуры выбора контрагента и заключения с ним договора определяются исключительно требованиями положения о закупке заказчика. Автономное учреждение вправе предусмотреть в своем положении о закупке в том числе возможность заключения договоров на выполнение определенных работ (независимо от цены договора) с единственным контрагентом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

8 апреля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики