Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

27.04.2015
ВОПРОС:
Подотчетное лицо за наличные денежные средства приобрело бензин для служебного автомобиля и получило от автоматической автозаправочной станции только квитанцию предварительного заказа топлива - фискальный чек (один документ).
Может ли такой фискальный чек, в котором не указан ИНН поставщика, быть принят в качестве документа, подтверждающего произведенные расходы в целях налогообложения прибыли?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сам по себе факт неотражения в кассовом чеке ИНН продавца при условии реального приобретения работником бензина, отсутствия признаков недобросовестности со стороны организации, а также при наличии иных надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих факт приобретения бензина (утвержденного авансового отчета, путевых листов и т.п.), не может являться безусловным обстоятельством, препятствующим признанию указанных расходов при расчете налогооблагаемой прибыли. При этом правомерность признания расходов на приобретение бензина организация в данном случае должна быть готова отстаивать в суде.

Обоснование позиции:
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ). Соответственно, налоговой базой по налогу на прибыль для указанной категории налогоплательщиков признается денежное выражение прибыли, определяемой как разница между полученными ими доходами и произведенными расходами (п. 1 ст. 274 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).
Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации подотчетное лицо за наличные денежные средства приобрело бензин для служебного автомобиля. Данные расходы при применении метода начисления могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль на дату утверждения авансового отчета в составе прочих, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264, пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Общие критерии, которым должны удовлетворять расходы налогоплательщика для признания их в налоговом учете, поименованы в п. 1 ст. 252 НК РФ (смотрите также постановление арбитражного суда Поволжского округа от 12.12.2014 N Ф06-18264/13 по делу N А12-16466/2014). Согласно данному пункту налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (дополнительно смотрите определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Из ст. 313 НК РФ следует, что подтверждением данных налогового учета являются, в первую очередь, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).
На основании пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.
Таким образом, полагаем, что основанием для признания расходов на приобретение подотчетным лицом бензина в данном случае будет являться утвержденный руководителем организации авансовый отчет, отвечающий требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", с приложенным к нему кассовым чеком, подтверждающим фактическое осуществление затрат по приобретению бензина (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", письма УФНС России по г. Москве от 26.04.2011 N 17-15/041152, от 26.04.2011 N 17-15/041152@), а также иные документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода, например путевые листы (смотрите также письмо ФНС России от 25.06.2013 N ЕД-4-3/11515@).
Аналогичная точка зрения следует из письма УФНС России по г. Москве от 19.07.2012 N 17-15/64647 (смотрите также письма Минфина России от 17.09.2008 N 03-03-07/22, от 03.04.2007 N 03-03-06/1/209). При этом специалисты налогового органа отметили, что оправдательные документы, являющиеся необходимым приложением к авансовому отчету, в том числе и кассовые чеки, должны быть надлежащим образом оформлены. Оформление авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, а также отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влечет несоответствие авансового отчета требованиям законодательства РФ.
Пунктом 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, установлено, что на выдаваемом покупателям чеке должны отражаться следующие реквизиты (смотрите также письмо ФНС России от 06.03.2013 N АС-4-2/3777):
- наименование организации;
- идентификационный номер организации-налогоплательщика;
- заводской номер контрольно-кассовой машины;
- порядковый номер чека;
- дата и время покупки (оказания услуги);
- стоимость покупки (услуги);
- признак фискального режима.
Специалисты налоговых органов исходят из того, что в случае, если в кассовых чеках отсутствует какой-либо из указанных обязательных реквизитов, такие чеки не могут служить оправдательными документами, принимаемыми для целей налогообложения прибыли (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007 и от 26.06.2006 N 20-12/56636@).
Таким образом, если организация в рассматриваемой ситуации признает расходы на приобретение бензина в налоговом учете, то это, вероятнее всего, приведет к спору с налоговыми органами относительно правомерности таких действий, поскольку подлежащий приложению к авансовому отчету кассовый чек, подтверждающий факт оплаты бензина, не содержит данных об ИНН продавца.
Однако, на наш взгляд, сам по себе факт неотражения в кассовом чеке ИНН продавца при условии реального приобретения бензина, отсутствия признаков недобросовестности со стороны организации, а также при наличии иных надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих факт приобретения бензина (утвержденного авансового отчета, путевых листов и т.п.), не может являться безусловным обстоятельством, препятствующим признанию рассматриваемых расходов при расчете налогооблагаемой прибыли, о чем свидетельствует ряд материалов арбитражной практики.
Так, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 18.06.2013 N Ф06-4602/13 по делу N А12-20760/2012 судьи указали, что налоговое законодательство не вменяет в обязанность налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) проверять состояние контрольно-кассовой техники контрагентов и надлежащее оформление чеков. При этом достоверность представленных работниками документов, подтверждающих произведенные расходы, определяется самой организацией (постановление ФАС Центрального округа от 07.07.2009 N А64-578/08-26 (определением ВАС РФ от 18.11.2009 N ВАС-13355/09 отказано в передаче для пересмотра в порядке надзора в Президиум ВАС РФ)). В постановлениях ФАС Поволжского округа от 20.03.2014 N Ф06-4128/13 по делу N А55-12200/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 N 08АП-891/13 судьи подтвердили правомерность признания расходов на основании кассовых чеков с неверно указанным ИНН.
Однако правомерность признания расходов на приобретение бензина организация в данном случае должна быть готова отстаивать в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

8 апреля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики