Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.04.2015
ВОПРОС:
В учете бюджетного учреждения числится моторная лодка, стоимость лодочного мотора в стоимости объекта отдельно не выделена. В процессе эксплуатации оказалось, что данный лодочный мотор - маломощный для данного вида судна. Учреждением за счет средств целевой субсидии, выделенной учреждению на приобретение движимого имущества стоимостью свыше 100 тыс. руб., по статье 310 КОСГУ приобретен новый подвесной мотор, по своим техническим и качественным характеристикам превосходящий мотор, установленный на плавсредстве первоначально (больше рабочий объем, диаметр цилиндра, мощность на валу винта и т.п.). Новый мотор будет установлен на мотолодку взамен первоначального, который находится в рабочем состоянии, будет демонтирован и помещен на склад в качестве резервного.
Может ли новый мотор учитываться в качестве самостоятельного основного средства, или следует отразить в учете модернизацию основного средства (лодки)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае, когда дальнейшее использование объекта основных средств в качестве единого комплекса нецелесообразно, должностными лицами учреждения может быть принято решение о произведении разукомплектации этого объекта (например, единый объект "лодка с мотором" может быть "разделен" на два объекта - "лодка" и "мотор".)
Принятые к учету после проведенной разукомплектации объекты основных средств могут функционировать самостоятельно, при этом лодка для выполнения своих функций может быть скомплектована с любым подходящим по техническим параметрам мотором.
Приобретенный учреждением новый лодочный мотор отвечает критериям, позволяющим учесть его в качестве самостоятельного основного средства.

Обоснование вывода:
Если составные части основного средства пришли в негодность или их дальнейшее использование в качестве единого комплекса нецелесообразно, должностными лицами учреждения может быть принято решение о произведении разукомплектации этого объекта основных средств.
Необходимо отметить, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия "разукомплектация". На практике под разукомплектацией понимается разбор объекта, в состав которого входит комплекс предметов, на отдельные составляющие. Зачастую в результате разукомплектации исходный объект полностью списывается, а вместо него образуется несколько других объектов.
Принятие на учет нескольких основных средств в результате разукомплектации одного основного средства действующими Инструкциями, регулирующими ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, не предусмотрено. В то же время отражение подобной операции в учете согласно положениям учетной политики прямо не противоречит каким-либо положениям действующих нормативных правовых актов.
Более того, проекты изменений Инструкций по применению Планов счетов прямо предполагают возможность отражения в учете такого рода операций. Так, проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 174н предусмотрены корреспонденции счетов для отражения в бюджетном учете операций по разукомплектации объекта основных средств: "разукомплектация объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета, отражается по его первоначальной (балансовой) стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 "Амортизация", счета 040110172 "Доходы от операций с активами" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства". Одновременно отражается принятие полученных по результатам разукомплектации новых инвентарных объектов учета (по сформированной стоимости) - по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 "Амортизация", счета 040110172 "Доходы от операций с активами".
Аналогичная позиция изложена также в письме Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918.
Таким образом, в соответствии с учетной политикой учреждения в рассматриваемой ситуации единый объект (условно - "лодка с мотором") может быть "разделен" на два объекта - "лодка" и "мотор".
Порядок определения стоимости для вновь принимаемых объектов, выделенных из единого объекта основных средств, не установлен действующими нормативными правовыми актами, соответственно, бюджетное учреждение вправе разработать собственный способ расчета стоимости разделенных объектов и закрепить его в учетной политике. Исходя из положений п. 25 Инструкции N 157н вновь поступившие объекты (в том числе безвозмездно полученные) принимаются к учету по оценочной стоимости (решение профильной комиссии, независимая экспертная оценка). Косвенно такая позиция подтверждается разъяснениями Минфина России в письме от 23.09.2013 N 02-06-10/39403.
Принятые таким образом к учету после проведенной разукомплектации объекты основных средств могут функционировать самостоятельно, при этом лодка для выполнения своих функций может быть скомплектована как со "старым" мотором, так и с любым другим, подходящим по техническим параметрам, либо вообще функционировать без мотора.
В рассматриваемой ситуации для работы в том числе в комплекте с указанной лодкой приобретен новый мотор с улучшенными техническими характеристиками.
Условия отнесения конкретных видов имущества к объектам основных средств приведены в п.п. 38, 39, 41 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Кроме того, объект не должен быть прямо отнесен к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции N 157н.
Возможность учета объектов, требующих установки (монтажа) на других объектах государственного (муниципального) имущества, в качестве самостоятельных основных средств должна определяться на основе профессионального суждения должностных лиц учреждения, основанного на следующих критериях:
- функциональное предназначение объекта (мотора) не должно являться неотъемлемой частью функционирования другого объекта основных средств (конкретной лодки) как единого обособленного комплекса;
- наличие принципиальной технической возможности использования имущества (мотора) по прямому назначению вне определенного другого объекта основных средств (конкретной лодки);
- возможный демонтаж объекта (мотора) не должен нанести несоразмерный ущерб другому объекту основных средств;
- демонтаж не должен повлиять на возможности использования объекта (мотора) по прямому назначению.
Приобретенный лодочный мотор вполне отвечает указанным критериям - лодка сможет выполнять свои функции плавсредства как с другим мотором, так и без мотора в принципе (но с наименьшей эффективностью); после демонтажа мотор может быть установлен на другое плавсредство, при этом демонтаж подвесного мотора не нанесет ущерба лодке.
Таким образом, мы полагаем, что приобретенный учреждением подвесной мотор может быть учтен в качестве самостоятельного объекта основных средств на счете 101 00 "Основные средства". Тем более что оплата по контракту на поставку лодочного мотора запланирована и осуществлена по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, на которую в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, относятся расходы учреждений по приобретению объектов, относящихся к основным средствам*(1).
Для лодочного мотора код ОКОФ прямо не указан, но в соответствии с условиями отнесения нефинансовых активов к основным средствам он обоснованно может быть отнесен именно к основным средствам. В данном случае должностные лица учреждения могут принять решение об учете актива на том или ином аналитическом счете балансового счета 101 00 "Основные средства". При этом должны учитываться конкретные характеристики объекта основных средств и перечень активов, учитываемых на конкретном аналитическом счете (относящихся к определенному коду ОКОФ).

К сведению:
Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (ОКПД) (КПЕС 2002) двигатели лодочные подвесные (29.11.11) включены в состав Двигателей и турбин, кроме авиационных, ракетных, автомобильных и мотоциклетных двигателей. Если придерживаться этой группировки и в отношении кодов ОКОФ, то лодочный мотор, как вариант, можно отнести к классу Двигатели, турбины (кроме автомобильных, авиационных и мотоциклетных двигателей), код ОКОФ 14 2911000.
Решение уполномоченных должностных лиц об отнесении актива к тому или иному коду ОКОФ должно быть основано на их профессиональном суждении. И если объект нефинансовых активов прямо не указан в ОКОФ и профессиональное суждение должностных лиц учреждения не позволяет отнести его к каким-либо аналогичным основным средствам, указанным в ОКОФ, можно воспользоваться следующим правилом: если какой-либо нефинансовый актив прямо не указан в ОКОФ, но в соответствии с требованиями Инструкции N 157н он может быть отнесен к основным средствам, данный актив учитывается по коду ОКОФ 19 0009000 "Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

7 апреля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Обратите внимание, если исходя из распорядительных и иных документов учреждения будет следовать, что лодочный мотор приобретается с целью модернизации основного средства "лодка с мотором", оснований для применения статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ не будет. В такой ситуации приобретение запасных частей для модернизации нефинансового актива должно быть осуществлено за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Все консультации данной рубрики