Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.05.2015
ВОПРОС:
Должно ли бюджетное учреждение использовать бланки путевых листов, изготовленные только типографским способом (бланки строгой отчетности с номером и серией), или можно распечатывать их из справочных систем или бухгалтерских программ и заполнять вручную?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормативными актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета в организациях госсектора, путевые листы не определены как документы строгой отчетности, которые в обязательном порядке должны быть изготовлены типографским способом и содержать в числе прочих обязательных реквизитов серию и номер.
Если такие требования к форме путевого листа не закреплены и в учетной политике учреждения, оно вправе воспользоваться унифицированной формой бланка путевого листа, сформированного посредством бухгалтерской программы либо справочной системы. При этом требований по заполнению первичных учетных документов исключительно от руки либо только с использованием компьютера законодательно не установлено.

Обоснование вывода:
Несмотря на то что с 01.01.2013 Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) отменены требования по применению форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, учреждения государственного сектора должны применять формы первичных учетных документов, устанавливаемые в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 4 ст. 9 Закон N 402-ФЗ).
В соответствии с п.п. 7 и 8 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов (при отсутствии унифицированной формы в документах необходимо наличие обязательных реквизитов, предусмотренных п. 7 Инструкции N 157н), при условии отражения в этих документах всех предусмотренных реквизитов и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.
Пунктом 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России о 16.12.2010 N 174н и "Перечнем унифицированных форм...", утвержденным приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее - Приказ N 173н), четко установлено, что для списания в расход всех видов топлив бюджетными учреждениями применяются Путевые листы (формы 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), унифицированные формы и порядок заполнения которых утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее - Постановление N 78).
При заполнении путевых листов следует также руководствоваться Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ N 152), в котором определены обязательные и дополнительные реквизиты формы путевого листа, а также порядок его заполнения.
Условие о том, что путевой лист является документом строгой отчетности и изготавливается типографским способом с учетной серией и типографским номером, содержится в Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом от 30.11.1983. Однако заметим, что указанный документ, во-первых, регламентирует порядок документального оформления только перевозок грузов, осуществляемых грузовым автотранспортом, во-вторых, ни в Приказе N 152, ни в иных нормативных документах, введенных позднее, требования об оформлении путевого листа как бланка строгой отчетности не содержится.
Из содержания п. 118 Инструкции N 157н следует, что к бланкам строгой отчетности могут быть отнесены только те бланки, в отношении которых выполняются следующие условия:
1. Форма бланка должна быть утверждена правовым актом уполномоченного органа власти и в числе прочих реквизитов обязательно должна содержать номер, серию;
2. Бланки должны быть изготовлены типографским способом;
3. Бланки должны иметь степень защиты;
4. Уполномоченным органом власти должны быть установлены специальные требования по хранению, выдаче и уничтожению бланков.
Перечисленным выше условиям соответствуют, в частности, следующие виды бланочной продукции строгой отчетности:
- квитанционные книжки;
- голограммы;
- аттестаты, дипломы;
- свидетельства, сертификаты;
- удостоверения;
- бланки листков нетрудоспособности;
- трудовые книжки (вкладыши к ним);
- ценные бумаги.
Таким образом, нормативными актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета в организациях госсектора, путевые листы не определены как документы строгой отчетности, которые в обязательном порядке должны быть изготовлены типографским способом и содержать в числе прочих обязательных реквизитов серию и номер.
Тем не менее перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 337 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 27.11.2014 N 02-07-10/60399), а значит, учреждение вправе закрепить в локальном нормативном акте указанные требования к форме путевого листа.
Разумеется, при наличии в учетной политике такого положения учреждение обязано будет соблюдать установленные требования в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности. В ином случае учреждение вправе воспользоваться унифицированной формой бланка путевого листа, сформированного посредством бухгалтерской программы либо справочной системы, используемых в учреждении.
Напомним, что в соответствии с п. 7 Инструкции N 157н первичные и сводные учетные документы могут составляться:
1) на машинных носителях (в виде электронного документа);
2) на бумажных носителях.
При этом требований по заполнению первичных учетных документов исключительно от руки либо только с использованием компьютера законодательно не установлено - документы, оформляемые на бумажных носителях, могут быть заполнены:
- вручную;
- с помощью компьютерной техники;
- смешанным способом (частично вручную, а частично с использованием компьютерной техники).

К сведению:
В настоящее время на рассмотрении в финансовом ведомстве находится проект приказа, который после прохождения обязательных юридических процедур заменит собой Приказ N 173н. Указанным проектом вообще не предусмотрено утверждение унифицированных форм путевых листов.
Однако, повторимся, произойдет это только после вступления документа в силу, при этом его положения планируется применять при формировании учетной политики субъектов учета уже начиная с 2015 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

13 апреля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики