Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

08.05.2015
ВОПРОС:
Является ли закупкой согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости?
Является ли плата за предоставление таких сведений госпошлиной?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в целях применения требований Закона N 44-ФЗ, является закупкой и должно осуществляться на основании гражданско-правового договора, заключаемого с соблюдением требований данного Закона.

Обоснование позиции:
За предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, предоставление информации, указанной в ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата установлены приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010 N 343 (ч. 11 ст. 14 Закона N 221-ФЗ). Такая плата не упомянута среди случаев взимания госпошлины, указанных в главе 25.3 НК РФ, соответственно, госпошлиной не является (п. 6 письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 января 2010 г. N 14-475-ВК "О внесении изменений в федеральные законы").
Как следует из ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), этот федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. По смыслу положений Закона N 44-ФЗ (в частности п.п. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, ч.ч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые в соответствии с указанным федеральными законом признаются заказчиками (в том числе государственными органами), любых гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, к которым этот федеральный закон не применяется.
Отметим, что указанным Законом не предусмотрено никаких исключений для случаев приобретения заказчиком государственных или муниципальных услуг. Более того, отдельные положения данного закона прямо указывают на такую возможность. Так, например, согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у единственного контрагента возможна закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом отметим, что приобретение работ в области кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Выполнение заказчиком налоговых обязательств осуществляется в соответствии с законодательством о налогах и сборах*(1) и не входит в сферу регулирования Закона N 44-ФЗ. Однако, как мы ранее отметили, плата за предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, не является госпошлиной. По сути, указанная плата взимается за предоставление государственной услуги, осуществляемой кадастровым органом (смотрите, например, приказ Министерства экономического развития РФ от 18.05.2012 N 292 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости"). И так как указанные отношения не включены в предусмотренный ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ перечень случаев, на которые указанный закон не распространяется, полагаем, что предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в целях применения требований Закона N 44-ФЗ, является закупкой и должно осуществляться на основании гражданско-правового договора, заключаемого с соблюдением требований данного Закона*(2).
Подчеркнем, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по заданному вопросу мы не обнаружили. За официальными разъяснениями заказчик вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу (п.п. 5.3.1.12 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

24 апреля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Прежде всего в соответствии с Налоговым кодексом РФ, регулирующим властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, включая и уплату государственной пошлины.
*(2) Отметим, что в гражданском законодательстве, на котором в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 данного Закона), под договором понимается не только единый документ, определяющий условия обязательств, возникающих между сторонами, и подписанный ими, но также и соглашение сторон, оформленное любым соответствующим закону способом (в том числе путем совершения определенных действий) и являющееся основанием возникновения у этих сторон взаимных прав и обязанностей (п.п. 1, 3 ст. 420 ГК РФ). Поэтому с учетом положений ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в ряде случаев контракты могут заключаться не только путем подписания единого документа ("договора"), но и иными способами (смотрите также письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, письмо Минфина России от 31.07.2014 N 02-02-04/37921). При этом оплата может осуществляться в наличной форме, а заключение договоров (контрактов) вполне может подтверждаться кассовым чеком или иным документом, подтверждающим совершение сделки (по данному вопросу также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Форма контрактов (договоров), заключаемых казенными учреждениями;
- Энциклопедия решений. Форма контрактов (договоров), заключаемых бюджетными и автономными учреждениями).

Все консультации данной рубрики