Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
14.06.2011
- Учреждение покупает по подписке периодические издания (специализированные журналы, региональную и местную газеты). В данном случае периодические издания не предназначены для комплектования библиотечного фонда. По какому коду КОСГУ производить расходы и как производить списание?
Применение КОСГУ
В соответствии с "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, оплата подписки на периодические и справочные издания с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки, осуществляется за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ независимо от порядка дальнейшего использования таких изданий (в читальных залах библиотек, непосредственно сотрудниками учреждения в справочно-информативных целях и т.д.).
Обратите внимание, в целях применения бюджетной классификации получение периодических изданий в рамках подписки следует отличать от приобретения отдельных видов печатной продукции в рамках договоров купли-продажи. В таких случаях может применяться, в частности, ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Бюджетный учет
Согласно п. 118 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), книжная и иная печатная продукция учитывается в составе прочих материальных запасов. Исключение из данного правила предусмотрено для:
- печатной продукции, предназначенной для продажи (учитывается в составе готовой продукции или товаров - п.п. 121-126 Инструкции N 157н);
- библиотечного фонда (по общему правилу учитывается в составе основных средств - п.п. 38, 53 Инструкции N 157н);
- бланочной продукции строгой отчетности (учитывается на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" - п. 337 Инструкции N 157н);
- периодических изданий (газет, журналов и т.п.), приобретаемых учреждением для комплектации библиотечного фонда (учитываются на забалансовом счете 23 "Периодические издания для пользования" - п. 377 Инструкции N 157н).
Таким образом, из прямого прочтения упомянутых выше норм следует, что стоимость любой печатной продукции, если иное прямо не предусмотрено Инструкцией N 157н, должна учитываться при формировании оборотов по счету учета прочих материальных запасов.
В то же время на практике большинство субъектов учета предусматривают в учетной политике положения, в соответствии с которыми стоимость подписки на периодические (справочные) издания списывается на расходы текущего финансового года (учитываются в составе затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг) без предварительного отражения на счете по учету прочих материальных запасов по мере поступления таких изданий.
Применение подобного подхода представляется тем более обоснованным, что на протяжении последних лет его неизменно поддерживают специалисты уполномоченных органов2.
Упоминаемый выше порядок ведения бюджетного учета, по нашему мнению, полностью соответствует критерию "существенности информации", установленному п. 3 Инструкции N 157н. Кроме того, он отвечает критерию рациональности ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (необходимости соблюдения баланса между выгодами, получаемыми от информации, и затратами на ее сбор)1 .
Периодичность отнесения затрат по оплате подписки на расходы, а также форма первичного документа, на основании которого в учете должна отражаться подобная операция, могут быть определены в учетной политике учреждения.
Так, например, расходы в виде предварительной оплаты подписки на периодические (справочные) издания могут учитываться в составе расходов текущего финансового года ежемесячно на основании Акта, форма которого будет разработана учреждением с учетом требований ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 7 Инструкции N 157н.
При этом Акт целесообразно оформлять таким образом, чтобы на его основании мог быть подтвержден факт получения конкретного перечня изданий в течение месяца в соответствии с условиями подписки.
Обратите внимание, приказом руководителя учреждения может быть создана специальная комиссия, на которую будут возложены обязанности по контролю за полнотой и своевременность получения периодических изданий, а также составлению соответствующего Акта.
Обеспечение информацией, необходимой для контроля за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, является одной из основных задач бухгалтерского учета (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В этой связи напомним, что положения Инструкции N 157н не исключают возможности введения учреждением дополнительных забалансовых счетов для обеспечения управленческого учета и сохранности материальных ценностей (п. 332 Инструкции N 157н).
Таким образом, при необходимости периодические издания, используемые сотрудниками, могут быть учтены в забалансовом учете учреждения в порядке, определенном в учетной политике.
При такой организации бухгалтерского учета учреждению также необходимо определить порядок списания данных изданий (он может быть аналогичен порядку списания изданий, учитываемых на забалансовом счете 23 "Периодические издания для пользования").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
1 Смотрите, в частности:
- письмо Минфина России от 20.05.2009 N 02-06-10/2062;
- Вопрос: Как учитывать периодические издания согласно новым правилам ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2011 г.).
2 Данное требование не установлено напрямую документами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями. В то же время целесообразность его соблюдения обусловлена как требованиями бюджетного законодательства по результативному и эффективному использованию бюджетных средств (ст.ст. 28, 34 БК РФ), так и положениями существующих в настоящее время международных стандартов финансовой отчетности для государственных структур.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним