Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
15.05.2015
- Военно-учетный специалист вызвал военнообязанного сотрудника для прохождения медицинской комиссии (очередную комиссию проходят 1 раз в 5 лет). Сотрудник представил уведомление с отметкой, подтверждающей период нахождения в медицинском учреждении целый день.
Нужно ли работодателю в связи с этим вносить изменения в табель учета рабочего времени и проводить перерасчет заработной платы?
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) воинская обязанность граждан РФ предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Согласно п. 1 ст. 5.1 Закона N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Гражданин, пребывающий в запасе, также проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 4 ст. 52 Закона N 53-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, проходя медицинское обследование по направлению военного комиссариата, работник исполняет государственную обязанность, поэтому работодатель обязан освободить работника на это время от работы, сохранив за ним место работы и выплатив средний заработок.
Как следует из вопроса, работник представил уведомление с отметкой, подтверждающей период нахождения в медицинском учреждении, то есть документ, подтверждающий факт исполнения обязанности, связанной с воинским учетом, и период времени, в течение которого работник исполнял эту обязанность. Следовательно, на период, указанный в уведомлении, за работником сохраняется средний заработок.
Несмотря на то что средний заработок за время исполнения обязанностей по воинскому учету исчисляет и выплачивает работодатель, эти расходы компенсируются за счет средств федерального бюджета (часть вторая ст. 170 ТК РФ, пп. 5 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила)). Для получения компенсации работодателю, понесшему соответствующие расходы, следует обратиться в военный комиссариат с заявлением о компенсации затрат, в котором указываются сведения о размере фактических расходов и банковские реквизиты счета для перечисления компенсации (п. 5 Правил). Сведения предоставляются на официальном бланке организации, документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации. Для подтверждения расходов представляются заверенные в установленном порядке копии подтверждающих документов. Правила не предусматривают конкретного перечня документов, которые работодателю необходимо представить в целях получения компенсации. В данной ситуации, на наш взгляд, к таким документам относятся копии табеля учета рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости и уведомления о нахождении на медицинском обследовании, представленного работником.
В силу части четвертой ст. 91 ТК РФ работодатели обязаны вести учет фактически отработанного каждым сотрудником времени. Если организация-работодатель применяет унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N 1), то табель учета рабочего времени ведется по форме N Т-12 или N Т-13 (далее также - Табель)*(1).
Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденные Постановлением N 1 (далее - Указания), предусматривают, что эти формы применяются для учета времени, фактически отработанного и (или) не отработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду.
Периоды исполнения государственных обязанностей в Табеле (унифицированные формы N Т-12 и N Т-13) следует обозначать с помощью отметки "Г" (цифровой код - 23) как невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству.
В соответствии с Указаниями отметки в Табеле о причинах неявок на работу производятся на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справка о выполнении государственных или общественных обязанностей, письменное предупреждение о простое, заявление о совместительстве, письменное согласие работника на сверхурочную работу в случаях, установленных законодательством, и пр.).
Следовательно, при неявке работника в соответствующие графы Табеля вносится код "НН" или 30 - Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств).
После представления работником уведомления о нахождении на медицинском обследовании код "НН" необходимо заменить кодом "Г" или "23", указав его в дополнительном листе, прилагаемом к Табелю.
Каких-либо иных документов в связи с указанными в вопросе обстоятельствами работодателю заполнять или издавать не нужно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
29 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) С момента вступления в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) унифицированные формы первичных учетных документов перестали быть обязательными для применения работодателями - негосударственными организациями (смотрите информацию Минфина РФ от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Как следует из разъяснений Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд) и Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), данное положение в полной мере распространяется и на формы первичных учетных документов по учету кадров (письмо Минтруда от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617, письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1). Иными словами, с 1 января 2013 года унифицированные формы, утвержденные Постановлением N 1, для негосударственных организаций не обязательны, такие организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов, разработанными ими самостоятельно. При этом не запрещено разработать собственные формы на основе унифицированных форм, утвержденных Постановлением N 1.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним