Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

19.05.2015
ВОПРОС:
Организация является поставщиком по договору поставки товаров для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку товаров заказчиком приведено обоснование начальной (максимальной) цены контракта с помощью метода сопоставимых рыночных цен. Указанная заказчиком в документации начальная (максимальная) цена контракта ниже на 30% цены, указанной в обосновании в соответствии с лимитом бюджетных средств.
Соответствует ли такое указание цены законодательству о контрактной системе?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указание заказчиком величины начальной (максимальной) цены контракта ниже значения, определенного методом сопоставимых рыночных цен, не противоречит законодательству.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) и в предусмотренных указанным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - контрагент), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в названной норме, из которых приоритетным, используемым по умолчанию методом для определения и обоснования НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Он заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 той же статьи.
Вместе с тем обратим внимание, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок предусматривает обязательность использования заказчиком именно методов определения НМЦК, перечисленных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Что касается Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Методические рекомендации), они лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с использованием указанных методов (п. 1.2 Методических рекомендаций). Большинство положений Методических рекомендаций имеют именно рекомендательный характер, иными словами, не являются обязательными при определении цен контрактов. На это обращают внимание и специалисты Минэкономразвития России (письма от 08.04.2014 N Д28и-443, от 03.03.2014 N Д28и-254). Лишь в ряде случаев правила Методических рекомендаций обязательны для применения заказчиками, например, при определении идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 17 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Заметим также, что из Закона N 44-ФЗ или Методических рекомендаций не следует, что указываемая в извещении о проведении электронного аукциона НМЦК контракта во всех случаях должна быть равна НМЦК, рассчитанной в предписанном Методическими рекомендациями порядке. На наш взгляд, исходя в том числе из значения слова "обоснование", если цена контракта будет не выше определенной в соответствии с Методическими рекомендациями, сам по себе выполненный в соответствии с ними расчет может служить обоснованием этой цены, как подтверждение выбора наилучшей, то есть наименьшей цены (разумеется, с учетом сопоставимости качественных характеристик товара, работы, услуги). Такой подход согласуется с принципами ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, на которых в том числе основывается контрактная система в сфере закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ), поскольку он объективно направлен на достижение целей закупок (ст. 13 Закона N 44-ФЗ).
В этой связи следует учитывать, что по общему правилу, установленному п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, государственные и муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 указанной статьи. При этом вполне очевидно, что, устанавливая НМЦК сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, заказчик рискует нарушить требование, установленное приведенными выше нормами. Ведь если, например, только одно лицо подало заявку на участие в аукционе или конкурсе или было признано единственным участником аукциона или конкурса, контракт должен быть заключен по цене, предложенной таким участником, причем он не вправе предлагать цену, только превышающую НМЦК, но может предложить цену, равную ей (ч. 1 ст. 55, ч. 1, 2, 3.1 ст. 71, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из сказанного, поскольку в данном случае НМЦК контракта не выше рассчитанной в соответствии с Методическими рекомендациями, на наш взгляд, сам по себе выполненный в соответствии с ними расчет может служить обоснованием этой цены*(1).
Обращаем Ваше внимание, что сказанное является нашим экспертным мнением. Правоприменительная практика по данному вопросу на сегодняшний день еще не сформировалась. За официальными разъяснениями можно обратиться в органы, уполномоченные осуществлять контрольные функции в сфере размещения государственного заказа - Минэкономразвития РФ или Федеральную антимонопольную службу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

23 апреля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Отметим, что в судебной практике имеется противоположная позиция, в соответствии с которой НМЦК контракта должна соответствовать той цене, обоснование которой приведено в документации. В случае отсутствия у заказчика соответствующих лимитов бюджетных обязательств на данные расходы заказчику следует уменьшить объемы закупок (решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.02.2015 по делу N А38-5941/2014; смотрите также п. 20, п. 25 письма Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791 "О направлении ответов на вопросы о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ").

Все консультации данной рубрики