Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

19.05.2015
ВОПРОС:
Каким образом в учетной политике государственного (муниципального) учреждения отражать уровень существенности информации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В учетной политике государственного (муниципального) учреждения критерии существенности могут быть установлены в целях признания ошибки, ведения аналитического учета, отражения информации о событиях после отчетной даты, прочей информации в отчетности (пояснительной записке).
Величина конкретного критерия зависит от характера и величины показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обоснование вывода:
Согласно положениям п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.
Также данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности событий после отчетной даты.
Кроме того, в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую.
При этом для целей бухгалтерского учета существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономические решения пользователей этой информации, принятые на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета (абзац девятый п. 3 Инструкции N 157н).
Однако порядок и критерии определения существенности информации положениями Инструкции N 157н не установлены.
Во втором абзаце п. 16 проекта федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления" указано, что существенность зависит от характера и величины показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности конкретного субъекта сектора государственного управления, оцениваемой в случае ее отсутствия или искажения, и (или) характера и величины ошибки. Поэтому единый количественный критерий существенности информации для всех субъектов сектора государственного управления не устанавливается.
Принимая во внимание сказанное, можно сделать вывод, что критерии определения существенности информации следует установить в учетной политике (п. 6 Инструкции N 157н).
Учитывая приведенные выше положения п. 3 Инструкции N 157н, критерии существенности информации следует установить для целей:
- признания ошибки;
- ведения учета в разрезе аналитических счетов;
- отражения информации о событиях после отчетной даты;
- отражения прочей информации в отчетности (пояснительной записке).
Исходя из этих целей и особенностей хозяйственной деятельности учреждения определяется конкретный критерий. К примеру, для целей признания ошибки в учете могут быть следующие варианты:
Вариант 1.
Существенность ошибки (ошибок) определяется исходя из величины и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности в каждом конкретном случае ____________ (указать: главным бухгалтером, главным бухгалтером по согласованию с руководителем, иным лицом) на основании письменного обоснования такого решения.
Вариант 2.
Существенной признается ошибка, составляющая ______(указать: 3, 5%, иной уровень процентов) от общей суммы __________________ (указать: соответствующей строки бухгалтерской отчетности; соответствующего раздела бухгалтерской отчетности; иных показателей отчетности).
Вместе с тем затраты (трудозатраты) при построении, например, системы аналитического учета или признании ошибки в учете должны быть соизмеримы с ценностью информации, а сама информация не должна быть избыточной.

К сведению:
При установлении критерия существенности следует принять по внимание, что статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей.
В то же время согласно п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается, в частности, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
В отношении участников бюджетного процесса в случае, если критерии существенности не будут установлены в учетной политике, в случае ошибки в учете и отчетности, искажении либо нераскрытии информации в отчетности речь может пойти и о применении ст. 15.15.6 "Нарушение порядка представления бюджетной отчетности" КоАП РФ в связи с представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

27 апреля 2015 г.

Все консультации данной рубрики