Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

22.05.2015
ВОПРОС:
В каком порядке могут быть приняты к бухгалтерскому учету материальные ценности, оставшиеся в бюджетном учреждении после проведения культурно-массового мероприятия, если расходы по оплате договора на организацию и проведение культурно-массового мероприятия оплачены за счет подстатьи 226 КОСГУ, а стоимость материальных ценностей документально не подтверждена?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Пригодные к использованию материальные ценности, оставшиеся в бюджетном учреждении после проведения культурно-массового мероприятия, могут быть приняты к бухгалтерскому учету в порядке, установленном для принятия к учету безвозмездно полученных нефинансовых активов: по текущей оценочной стоимости, определенной решением комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения.

Обоснование вывода:
Специальный порядок принятия к учету материальных ценностей, оставшихся в распоряжении бюджетного учреждения после проведения культурно-массового мероприятия (иных подобных мероприятий) и пригодных для дальнейшего использования (эксплуатации), "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), а также Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, не определен.
Учитывая, что договором не предусмотрено оформление первичных документов, подтверждающих факт поставки бюджетному учреждению материальных ценностей, необходимых для проведения культурно-массового мероприятия, по нашему мнению, годные к использованию материальные ценности могут быть приняты учреждением к бухгалтерскому учету в порядке принятия к учету безвозмездно полученных нефинансовых активов.
Напомним, что согласно п. 23 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.
В свою очередь, первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно, признается их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Порядок определения текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объектов нефинансовых активов установлен п. 25 Инструкции N 157н.
В рассматриваемой ситуации оценочная стоимость объектов в целях принятия к бухгалтерскому учету может быть определена на основании документов, оформленных организацией, оказавшей услуги по организации и проведению культурно-массового мероприятия (п. 25 Инструкции N 157н).
При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов (п. 25 Инструкции N 157н). При этом порядок определения текущей оценочной стоимости может быть утвержден локальным нормативным документом учреждения*(1).
Отметим, что любая полученная информация о стоимости должна быть документально подтверждена. В качестве подтверждающих документов могут быть представлены копии первичных учетных документов; сведения о ценах, предоставленные поставщиками (производителями) аналогичного имущества; распечатки информации о ценах из сети Интернет.
В случаях невозможности документального подтверждения информация о стоимости активов устанавливается экспертным путем (п. 25 Инструкции N 157н).
Обратите внимание, что в действующей редакции Инструкции N 157н отсутствует понятие "рыночная стоимость" - оно заменено на "оценочную стоимость". Дело в том, что комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения не обладает специальными знаниями, позволяющими ей обоснованно определить рыночную стоимость имущества. В то же время специалисты комиссии в состоянии "оценить" эту стоимость в целях ведения бухгалтерского учета.
При этом определение рыночной стоимости объекта нефинансовых активов с обязательным привлечением независимого оценщика необходимо, если оценка осуществляется в целях совершения сделки с объектом оценки в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Новые требования к организации бухучета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности в госсекторе. Что учесть при переходе на новые стандарты?;
- Энциклопедия решений. Значение итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете об оценке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

6 мая 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите, например, п. 4.3 Положения о постоянно действующей комиссии аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области по поступлению и выбытию активов, утвержденного распоряжением аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области от 20 августа 2014 г. N 363-ра.

Все консультации данной рубрики