Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
01.06.2015
- Договором поставки предусмотрен порядок приемки товара в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6, а также Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7. Приемка была осуществлена без претензий. Спустя два месяца в товаре были выявлены скрытые недостатки. Товар сертификации не подлежит, гарантийного срока не имеет (имеет только схему строения, которой поставленная деталь не соответствует). Каков алгоритм действий покупателя в данной ситуации?
В соответствии с п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Пунктом 1 ст. 475 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Согласно п. 2 той же статьи в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Таким образом, по смыслу ст. 475 ГК РФ в случае поставки товара ненадлежащего качества выбор покупателем одного из альтернативных требований, указанных в данной норме, осуществляется с учетом характера недостатков товара (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 N 18АП-818/14).
При этом требования об устранении недостатков или о замене товара могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства (п. 3 ст. 475 ГК РФ).
Возможность осуществления покупателем обозначенных выше прав не ставится законом в зависимость от того, подлежит ли товар сертификации и установлен ли в отношении этого товара гарантийный срок.
В силу п. 2 ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан в установленный срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, который установлен законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика. Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", применять порядок приемки товаров по качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7 (далее - Инструкция), покупатель (получатель) вправе в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.
Пункт 9 Инструкции предусматривает составление акта о скрытых недостатках продукции. При этом скрытыми признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции.
Как определено упомянутым пунктом, акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами. Если для участия в составлении акта вызывается представитель изготовителя (отправителя), то к установленному 5-дневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда.
В соответствии с п. 33 Инструкции акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции, составляется в порядке, предусмотренном этой Инструкцией, если иное не предусмотрено Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами и договором.
Таким образом, в отсутствие основных или особых условий поставки, других обязательных правил, регламентирующих порядок составления акта о скрытых недостатках, такой порядок может быть предусмотрен договором, и в этом случае стороны должны применять именно его, а не Инструкцию. В спорной ситуации вопрос о соответствии действий покупателя такому порядку может быть решен только судом с учетом толкования условий договора по правилам ст. 431 ГК РФ. Если соответствующие условия в договоре отсутствуют, акт о скрытых недостатках составляется с соблюдением порядка, предусмотренного Инструкцией для акта о ненадлежащем качестве продукции.
Согласно п. 16 Инструкции при обнаружении несоответствия качества поступившей продукции установленным требованиям получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя (отправителя), если это предусмотрено в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.
Правил, обязывающих покупателя, обнаружившего после приемки товара недостатки в нем, вызывать представителя поставщика для участия в проверке качестве товара и составления акта о скрытых недостатках, законодательство не содержит. Вместе с тем некоторые суды полагают, что необходимость вызова поставщика для совместной приемки товара в таких случаях продиктована сложившимся обычаем, в связи с чем при выявлении недостатков поступившего товара одного лишь уведомления об этом поставщика, как этого требует ст. 513 ГК РФ, недостаточно (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 N 17АП-2944/11).
Если в рассматриваемом случае из договора следует необходимость вызова представителя поставщика в связи с обнаружением в товаре скрытых недостатков, покупатель направляет поставщику в порядке, предусмотренном п. 18 той Инструкции, уведомление, в котором должны содержаться сведения, перечисленные в п. 17 Инструкции. Не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя иногородний поставщик обязан сообщить, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества продукции. Несоблюдение этого правила дает покупателю право осуществить приемку продукции до истечения установленного срока явки представителя (п. 19 Инструкции).
Если необходимость вызова представителя поставщика договором не предусмотрена или он не явился в установленный срок (п. 19 Инструкции), согласно п. 20 Инструкции проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
При отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения получателя (покупателя), при отказе их выделить представителя или неявке его по вызову получателя (покупателя) проверка производится:
- с участием компетентного представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации), либо
- с участием компетентного представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо
- односторонне предприятием-получателем, если изготовитель (отправитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.
Обратим внимание, что в настоящее время к лицам, обладающим правом проводить экспертизы по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей, контроль качества, количества и комплектности товаров, отнесены торгово-промышленные палаты (пп. "г" п. 1 ст. 12 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации").
Акт, фиксирующий скрытые недостатки товара, подписывается представителями покупателя, поставщика (если представитель поставщик вызывался для участия в составлении акта), а также представителями иных организаций, если они привлекались к проверке качества товара (п. 30 Инструкции). К акту прилагаются документы, указанные в п. 31 Инструкции. Акт, устанавливающий ненадлежащее качество товара, если он составлялся с участием представителей, указанных в п. 20 Инструкции, утверждается руководителем предприятия-получателя или его заместителем не позднее трехдневного срока после составления акта (п. 32 Инструкции).
После составления акта о скрытых недостатках (о ненадлежащем качестве) товара покупатель вправе в зависимости от характера таких недостатков предъявить поставщику требования, предусмотренные п. 1 ст. 475 ГК РФ, или осуществить права, которые предусмотрены п. 2 той же статьи (отказаться от договора поставки и потребовать возврата суммы оплаты товара либо потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий условиям договора).
Подчеркнем еще раз, что приведенный выше порядок должен применяться в том случае, если иной не предусмотрен договором.
В заключение отметим, что, как показывает судебная практика, нарушение порядка приемки товара может явиться основанием для признания факта поставки некачественного товара недоказанным (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 N 01АП-3693/13). Полагаем, что к аналогичному выводу судьи могут прийти, если покупатель нарушит предусмотренные договором и Инструкцией порядок совершения действий, связанных с обнаружением скрытых недостатков товара. Так, в удовлетворении требований покупателя, вытекающих из ст.ст. 475, 518 ГК РФ, может быть отказано, если в нарушение условий договора покупатель составит акт об обнаружении недостатков товара в одностороннем порядке, если поставщик не будет надлежащим образом уведомлен о праве принять участие в составлении акта, если полномочия представителя покупателя или иных организаций, участвующих в проверке качества товара, не будут подтверждены и т.д. (смотрите постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.01.2014 N Ф01-12896/13, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2013 N Ф07-3025/12, ФАС Уральского округа от 13.03.2013 N Ф09-685/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2012 N Ф04-1008/12, ФАС Московского округа от 11.04.2006 N КГ-А40/2618-06, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 N 17АП-14639/13, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 N 18АП-1158/2011, решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2002 N А54-270/02-С8).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
14 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним