Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

02.06.2015
ВОПРОС:
В рамках муниципальных контрактов была разработана проектная документация (проекты) для осуществления закупки на выполнение работ по обустройству открытой автостоянки автоматическим шлагбаумом с благоустройством территории прилегающей к административному зданию префектуры.
Проекты на выполнение работ по обустройству открытой автостоянки автоматическим шлагбаумом и благоустройство территории, разработанные проектировщиками в рамках муниципальных контрактов, содержат указания на использование определенных товаров конкретных производителей (например шлагбаум итальянский определенной фирмы изготовителя), а также на товарные знаки. Заказчику необходимо разместить заказ на выполнение работ согласно этим проектам.
Может ли заказчик разместить заказ на выполнение работ по такому проекту, или заказчику следует до размещения заказа внести изменения в проектную документацию, исключив указания на конкретные товарные знаки и наименования производителей товаров, используемых при выполнении работ, либо дополнить такие указания словами "или эквивалент" с целью соблюдения требования, установленного п. 1 части 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчику следует исключить из описания объекта закупки в закупочной документации (техническом задании) указания на конкретные товарные знаки либо наряду с поименованными в проекте товарными знаками включить слова "или эквивалент".

Обоснование вывода:
Единые требования, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупок, вне зависимости от способа осуществления закупок, установлены ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер, содержать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). По общему правилу требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам в описание объекта закупки включаться не должны, если эти требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Далее норма п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ указывает случай, в котором документация о закупке может содержать указание на товарные знаки - обозначения, служащие для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ): если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением двух случаев (в этих случаях закон прямо предусматривает возможность закупки товаров, обозначенных конкретным товарным знаком):
- случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации заказчик вправе включить в описание объекта закупки в закупочной документации (техническом задании) на выполнение работ про проекту указание на определенные товарные знаки, в отношении товара, используемого в работах по контракту, поставка которого сама по себе предметом поставки не является, только с сопровождением слов "или эквивалент", при условии, что эти требования не повлекут за собой ограничение количества участников закупки, и если нет иного способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Включение же в описание объекта закупки товарных знаков без указания слов "или эквивалент" в соответствии с проектной документацией может быть расценено как ограничивающее количество участников закупки и нарушающее положение п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Так, например, аналогичный вывод содержит постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 N 09АП-51592/14 в отношении включения государственным заказчиком в состав аукционной документации строительных материалов, используемых при выполнении строительно-монтажных работ, с указанием наименования производителя, без указания слов "или эквивалент".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

13 мая 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики