Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
03.06.2015
- Бюджетное учреждение приобретает шприцы инъекционные (код 939863 по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93).
На какой счет (10531 или 10536) правильно отнести приобретение шприцев?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии разъяснений (рекомендаций) уполномоченных органов принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции бюджетного учреждения.
По нашему мнению, инъекционные шприцы относятся к расходным медицинским материалам и подлежат учету на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы".
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 98 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), учет материальных ценностей в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров, осуществляется на балансовом счете 105 00 "Материальные запасы" в разрезе соответствующих аналитических счетов. При этом п. 117 Инструкции N 157н предусмотрены виды объектов учета, в зависимости от отнесения к которым конкретных материальных запасов и должен применяться тот или иной счет аналитического учета.
Примерные перечни материальных запасов, относящихся к отдельным видам объектов учета, приведенные в п. 118 Инструкции N 157н, "закрытыми" не являются и, по сути, не исключают возможности отнесения к конкретным видам объектов учета других аналогичных материальных запасов.
В частности, согласно п. 118 Инструкции N 157н:
- на счете 0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства" учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д.;
- на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы" учитываются, в том числе, и материалы специального назначения, иные материальные запасы.
Как видим, конкретных указаний на вид объектов учета, к которому могут быть отнесены указанные в вопросе инъекционные шприцы, Инструкция N 157н не содержит.
При этом специалисты финансового ведомства подчеркивают, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 10.09.2014 N 02-07-05/45503).
Отметим, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, медицинской помощи и медицинской реабилитации, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, является Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) (п. 1 постановления Правительства РФ от 31.05.2012 N 533 "О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства").
В свою очередь, разъяснений Минздрава России по вопросам отнесения медикаментов, химико-фармацевтической продукции и продукции медицинского назначения к той или иной группе аналитического учета в целях ведения бухгалтерского учета в медицинских учреждениях нами не обнаружено.
Соответственно, для принятия решения о порядке учета рассматриваемых материалов необходимо дать оценку возможности их отнесения к "медикаментам" ("лекарственным средствам"), "перевязочным средствам", исходя из определений и перечней, приведенных в нормативно-правовых документах, регулирующих данную отрасль:
1) ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
2) п. 1 "Инструкции...", утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747;
3) Государственный реестр лекарственных средств. Приложение 1 (по состоянию на 1 января 2005 г.);
4) Государственный реестр лекарственных средств. Приложение 2 (по состоянию на 1 апреля 2005 г.);
5) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) (ОК 004-93), утвержден постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17:
- подраздел 2423930 "Материалы хирургические, средства перевязочные специальные";
6) Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301:
- подраздел 93 0000 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения";
7) "Примерный перечень медикаментов и перевязочных средств..." (приложение N 10 к приказу Минздрава РСФСР от 03.04.1991 N 54).
Подчеркнем, что указанные документы, в частности Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП), рекомендованы исключительно для оценки возможности отнесения объектов материальных запасов к определенной группе, что не исключает возможности учета объектов материальных запасов, относящихся к подразделу 93 0000 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения" данного Классификатора, как на счете 0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства", так и на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы".
Учитывая соотнесение объектов материальных запасов, указанных в вопросе (инъекционных шприцев), с определениями и перечнями, содержащимися в поименованных документах, полагаем, что инъекционные шприцы, являясь медицинскими расходными материалами, не могут быть отнесены к медикаментам и перевязочным средствам, а соответственно, не могут учитываться на счете 0 105 01 000.
Вместе с тем учет данных объектов материальных запасов на счете 0 105 06 000, напротив, будет вполне обоснованным.
В заключение отметим, что в целях сопоставимости информации, отражаемой в учете и отчетности различных субъектов учета, решение об отнесении конкретных видов материальных запасов к тому или иному виду объектов учета желательно принимать на уровне органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Если же соответствующие разъяснения (рекомендации) уполномоченных органов отсутствуют и по каким-либо причинам их невозможно получить, вопрос может быть урегулирован положениями учетной политики учреждения.
При этом решение должностных лиц о порядке учета тех или иных материалов должно быть основано на их профессиональном суждении.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
12 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним