Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

04.06.2015
ВОПРОС:
За чей счет - работодателя или работника - приобретаются медицинские книжки в детской спортивной школе?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оформление медицинских книжек работникам учреждения дополнительного образования детей должно производиться за счет средств работодателя.

Обоснование вывода:
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Пункт 5 той же статьи указывает, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.
Работы в образовательных организациях всех типов и видов, а также детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т.п.), входят в перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников (часть четвертая ст. 213 Трудового кодекса РФ, п. 18 приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н)). Понятие "детские организации" приложение N 2 работ не определяет, но по смыслу приведенной нормы к таковым могут быть отнесены не только учреждения, реализующие образовательные программы, но и любые другие, предметом деятельности которых являются личностное, творческое, спортивное развитие детей, организация их досуга.
Пунктом 33 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение N 3 к Приказу N 302н), предусмотрено, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Вместе с тем следует отметить, что законодательство ограничивает круг лиц, которым выдаются личные медицинские книжки. В соответствии с пп. 1.1, пп. 1.3 п. 1, п. 3 приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" личные медицинские книжки оформляются на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией, и выдаются центрами гигиены и эпидемиологии работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Отметим, что письмом Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России от 15.09.2000 N 1100/2677-05 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" выдачу личной медицинской книжки предписано включать в предмет договора на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации лиц, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке, а стоимость данного документа - в стоимость услуг по профессиональной гигиенической подготовке и аттестации. В свою очередь, профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (Инструкция o порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержденная приказом Минздрава России от 29.06.2000 N 229).
Письмом Минздрава России от 07.08.2000 N 1100/2196-0-117 для рассмотрения и утверждения на местном уровне был направлен Примерный перечень профессий должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. В соответствии с п. 3 названного Перечня к должностным лицам и работникам организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и непосредственно с питанием детей, отнесены лица, работающие:
- в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения);
- в учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи);
- в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы);
- во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и другие).
В связи с изложенным полагаем, что поскольку детская спортивная школа осуществляет деятельность, связанную с дополнительным образованием и организацией досуга детей, то требования о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров и наличии личных медицинских книжек для всех работников этого учреждения являются обязательными.
В силу части второй ст. 212 и части седьмой ст. 213 ТК РФ в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Поэтому в данном случае расходы на оформление личных медицинских книжек работников несет работодатель.
Добавим также, что в соответствии с позицией, сформулированной Минфином России в письме от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84, затраты на возмещение работникам организации стоимости оплаченных ими за свой счет обязательных предварительных медицинских осмотров и на оформление медицинских книжек при трудоустройстве на работу на основании представленных ими документов могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

18 мая 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики