Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
10.06.2011
- Приобретен фильтр тонкой очистки воды с краном стоимостью 19 000 руб. Фильтр встроен непосредственно в систему водоснабжения здания образовательного учреждения. Установка фильтра связана с необходимостью обеспечения учреждения питьевой водой надлежащего качества. К какой статье расходов бюджетной классификации относить указанные расходы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, в данном случае расходы по приобретению фильтра тонкой очистки воды, монтаж которого предусмотрен непосредственно в систему водоснабжения здания, обоснованно можно отнести на ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Обоснование вывода:
В соответствии с требованиями п. 2.7.2 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44, в общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация.
Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения (п. 2.7.3 СанПиН 2.4.2.1178-02).
Напомним, что согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами.
Кроме того, в соответствии с п. 99 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, учитывается в составе материальных запасов.
При этом к оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. В состав оборудования при этом включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.
Обобщая вышеизложенное, представляется возможным сделать вывод, что в соответствии с требованиями законодательства определенное качество воды является обязательным условием функционирования системы водоснабжения здания.
В рассматриваемом случае необходимость монтажа фильтра в систему водопровода обусловлена необходимостью обеспечения надлежащего качества воды. При этом данные работы, по нашему мнению, не могут быть отнесены к работам по реконструкции, модернизации, дооборудованию здания (определения данных понятий приведены в письме Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383).
В соответствии с "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, расходы по установке фильтра тонкой очистки могут осуществляться следующим образом:
- расходы на приобретение фильтра - на ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ;
- работы по монтажу - на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Безусловно, такие объекты, как дорогостоящий фильтр тонкой очистки воды, тем или иным способом должны быть учтены бюджетным учреждением.
Подобный подход в полной мере будет соответствовать требованиям п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" по формированию в бухгалтерском учете полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. Так, соответствующие данные могут быть отражены в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета основных средств1 на основании актов и прилагаемой технической документации.
Выделение в Инвентарной карточке конструктивных элементов здания облегчит в дальнейшем отражение в бюджетном учете операций, производимых с объектом, например, модернизации, частичной ликвидации, а также позволит принять к учету части, полученные в результате ремонта или ликвидации объекта.
Отдельно остановимся на возможности учета фильтра тонкой очистки воды в составе основных средств и, соответственно, отнесения расходов на его приобретение на ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
При определении возможности учета в качестве самостоятельных основных средств объектов, подлежащих монтажу в (на) объектах недвижимого имущества, учреждению желательно проверить выполнение следующих условий:
- одновременное выполнение условий, перечисленных в п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н;
- наличие принципиальной возможности использования вне объекта недвижимого имущества;
- возможный демонтаж объекта не должен нанести несоразмерный ущерб зданию;
- демонтаж не должен повлиять на возможности использования объекта по прямому назначению;
- функциональное предназначение объекта не должно являться неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.
Как правило, речь не может идти о самостоятельном использовании фильтра тонкой очистки воды, подключаемого путем монтажа в соответствующие коммуникации, вне здания - он может эксплуатироваться только при подключении к соответствующим коммуникациям и, соответственно, не может рассматриваться в качестве отдельного объекта основных средств.
В заключение напомним, что в 2010 году специалистами финансового ведомства была сформулирована следующая правовая позиция: отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета и несет ответственность за правильность принятых им решений (смотрите письмо Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383).
Обоснованность применения положений данного письма подтверждается специалистами уполномоченных органов и в 2011 году2.
Кроме того, напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
1 Приложения NN 3-5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
2 Вопрос: По результатам проверки, проходившей в декабре 2010 года, ревизором Росфиннадзора в акте было отмечено нарушение требований ст. 162 БК РФ, выразившееся в использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения. Контролер посчитал, что расходы на оплату услуг по договору найма транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) следует отражать по подстатье 224 "Арендная плата за пользование имуществом", а не по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ... ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2011 г.).
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним