Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

09.06.2015
ВОПРОС:
Организацией был приобретён грузовой самосвал HOWO: мощность двигателя - 336 л.с. (252 кВт), рабочий объем двигателя - 9726 куб. см, тип двигателя - дизель, разрешенная максимальная масса - 26 000 кг, масса без нагрузки - 12 400 кг. К какой амортизационной группе следует отнести указанный самосвал - к четвертой или к пятой?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы должны быть отнесены к четвертой амортизационной группе.
Однако, учитывая позицию налоговых органов и неоднородность правоприменительной практики, на наш взгляд, безопаснее включить приобретенный грузовой самосвал в состав пятой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) в том случае, если для организации возникновение дополнительного налогового риска нежелательно.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) (далее - Классификация).
Таким образом, в налоговом учёте в соответствии с Классификацией объекты основных средств распределяются по соответствующим амортизационным группам. При этом распределение по амортизационным группам производится на основании присвоенных им кодов в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ).
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).
В ОКОФ для автомобилей выделен класс 15 3410000. Согласно Классификации данный класс распределен между третьей-пятой амортизационными группами.
Из вопроса следует, что организацией приобретено транспортное средство типа "грузовой самосвал". В ОКОФ такой вид транспортного средства как "грузовой самосвал" не поименован, однако поименованы автомобили-самосвалы (коды ОКОФ 15 3410221-15 3410226).
Мы полагаем эти наименования идентичными. Идентичность данных транспортных средств определяется ключевым словом "самосвал", т.е. наличием механизма опрокидывания кузова.
При анализе положений Классификации представляется, что отнесение автомобиля к одной из амортизационных групп определяется его скоростными характеристиками и наличием дополнительных движущихся механизмов. То есть чем более скоростное транспортное средство, тем выше его годовой пробег, соответственно, выше износ шасси и двигателя*(1) и тем самым должен быть короче срок полезного использования данного автомобиля. Наличие дополнительных механизмов у автомобиля, таких как гидроподъемники, по крайней мере, не увеличивают срок службы данного транспортного средства.
Так, например, автомобили легковые подкласса ОКОФ 15 3410010, кроме автомобилей легковых малого класса для инвалидов (код ОКОФ 15 3410114) и автомобилей легковых представительского класса (коды ОКОФ 15 3410130-15 3410141), отнесены согласно Классификации к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).
Согласно Классификации к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно) отнесен подкласс ОКОФ 15 3410020 "Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)".
Из данного подкласса выделены и отнесены к третьей амортизационной группе автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (код ОКОФ 15 3410191). В то же время автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (коды ОКОФ 15 3410195-15 3410197 и все автомобили-тягачи седельные (коды ОКОФ 15 3410210-15 3410216), относящиеся к тому же подклассу автомобилей, согласно Классификации отнесены к пятой амортизационной группе (имуществу с более высоким сроком полезного использования).
Поскольку грузоподъемность автомобиля обратно пропорциональна его скоростным качествам, из приведенного распределения автомобилей подкласса ОКОФ 15 3410020 по амортизационным группам можно сделать вывод: чем более тихоходен автомобиль, тем выше срок его полезного использования.
Отметим, что согласно Классификации вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы (коды ОКОФ 15 3410221-15 3410226) отнесены к четвертой амортизационной группе. Из этого факта можно сделать вывод, что для данного вида автомобиля не играют роли его скоростные характеристики; скорее всего, срок полезного использования в данном случае ограничен сроком службы грузоподъемных механизмов.
Таким образом, вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы должны быть отнесены к четвертой амортизационной группе.
Такой вывод поддержан примерами судебной практики.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 10.02.2014 N Ф05-15792/12 по делу N А40-12336/2012 рассматривался вопрос об определении амортизационной группы для транспортных средств МАN ТGА 41.480 8х4 ВВ-WW (самосвалов) грузоподъемностью 25 т. В данном постановлении было указано, что суд апелляционной инстанции необоснованно отнес предмет лизинга к пятой, а не к четвертой амортизационной группе, так как из четвертой амортизационной группы не исключены грузовые автомобили, отнесенные к категории "автомобили-самосвалы".
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 N 09АП-28607/14 подтверждено, что грузовой самосвал SHANXI SX3311DT366 относится к четвертой амортизационной группе.
В постановлении ФАС Московского округа от 14.11.2012 N Ф05-12581/12 по делу N А40-14605/2012 указано, что в соответствии с Классификацией автомобили-самосвалы относятся к четвертой амортизационной группе, в которую входит имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно (автомобиль-самосвал Вольво).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 N 15АП-934/12 судьи засвидетельствовали, что самосвал КАМАЗ-5502-053 относится к четвертой группе основных средств.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 по делу N А27-10607/2011 вынесено решение в пользу налогоплательщика, определившего срок полезного использования 6 лет для карьерного самосвала марки БелАЗ (грузоподъемностью от 27 до 50 тонн). Правда в данном случае срок полезного использования был определен на основании технических условий и рекомендаций завода изготовителя, а также постановления Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР". Такой способ определения срока полезного использования транспортного средства был выбран налогоплательщиком в связи с тем, что в Классификации карьерный самосвал марки БелАЗ не поименован.
Однако те же примеры арбитражной практики свидетельствуют, что при решении вопроса об отнесении грузового самосвала к четвертой либо к пятой амортизационной группе налоговые органы учитывают грузоподъемность этого транспортного средства.
Грузоподъемность может быть определена на основании данных ПТС, в котором среди прочих содержатся следующие данные:
- разрешенная максимальная масса в кг - цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной в качестве максимально допустимой;
- масса без нагрузки, кг - цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки (п.п. 37, 38 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (приложение N 1 к приказу МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134)).
Согласно заданному вопросу разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 26 000 кг, масса без нагрузки - 12 400 кг. Тогда грузоподъемность рассматриваемого транспортного средства составит 13 600 кг (13,6 т)*(2).
Поскольку в рассматриваемой ситуации грузоподъемность самосвала превышает 5 т, по нашему мнению, не исключена вероятность, что контролирующий орган отнесет данное транспортное средство к пятой амортизационной группе.
Такой поворот усугубляет то, что, к сожалению, нам известны случаи, когда суды принимают сторону налогового органа и считают, что в соответствии с Классификацией грузовые самосвалы грузоподъемностью свыше 5 тонн относятся к пятой группе основных средств, со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 15.05.2012 N Ф05-4008/12 по делу N А40-59187/2011 суд пришел к выводу, что автомобиль грузовой самосвал марки Shaanxi SX 3255 DR 38 4B с учетом Классификации является автомобилем грузовым общего назначения грузоподъемностью свыше 5 тонн и относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного действия свыше 7 лет до 10 лет включительно по ОКОФ 15 3410195-15 3410197 (смотрите также постановления ФАС Уральского округа от 24.05.2013 N Ф09-2078/13 по делу N А60-24972/2012, ФАС Московского округа от 08.04.2013 N Ф05-1921/13 по делу N А40-11632/2012, от 19.02.2013 N Ф05-207/13 по делу N А40-11608/2012, от 06.02.2013 N Ф05-15792/12 по делу N А40-12336/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 N 09АП-38761/13 АП-38761/13, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 N 17АП-14432/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 N 09АП-28883/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 N 09АП-28109/12, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 N 15АП-4654/12).
Таким образом, если организация примет решение отнести грузовой самосвал, грузоподъемность которого свыше 5 т, к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), не исключена вероятность возникновения налогового спора. Удастся ли организации отстоять в этом случае свою точку зрения при такой неоднородности решений, выносимых судами по вопросу определения амортизационной группы для грузовых самосвалов (грузоподъемностью свыше 5 т), предугадать невозможно.
Учитывая данное обстоятельство, на наш взгляд, безопаснее включить приобретенный грузовой самосвал в состав пятой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) в том случае, если для организации возникновение дополнительного налогового риска нежелательно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

21 мая 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Напомним, что до введения в действие Классификации амортизацию основных средств определяли Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072. Для многих видов автомобильного транспорта нормы амортизационных отчислений устанавливались данным документом не в годовом исчислении, а в исчислении пробега.
*(2) Грузоподъемность транспортного средства определяется разницей между разрешенной максимальной массой и массой без нагрузки (смотрите, например, пп. 4.1.3 п. 4 постановления Правительства Москвы от 22.08.2011 N 379-ПП "Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы", постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.2012 N Ф01-791/12 по делу N А43-26598/2010).

Все консультации данной рубрики