Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

09.06.2015
ВОПРОС:
Сотрудник автономного учреждения внес в кассу денежные средства в счет компенсации расходов учреждения на уплату административного штрафа за нарушение ПДД по вине сотрудника.
Является ли данная операция восстановлением кассовых расходов, или данные суммы являются доходом учреждения от возмещения причиненного ущерба с начислением внереализационного дохода в налоговом учете?
На каком счете в бухгалтерском учете автономного учреждения отражать данное поступление (205 или 209) и по какому коду КОСГУ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возмещение сотрудником суммы штрафа в кассу учреждения отражается в учете путем начисления дохода по новому основанию.
Наиболее предпочтительным является счет 209 30 для отражения начисления доходов от возмещения расходов по уплате административного штрафа за нарушение ПДД по вине сотрудника в автономном учреждении, которые отражаются в составе доходов по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.

Обоснование вывода:
При ведении бухгалтерского учета необходимо проводить четкую границу между "доходными" операциями и операциями по восстановлению кассовых выплат.
Под восстановлением кассовой выплаты, как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов госучреждения - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее и в рамках того же договора (в рамках той же операции). Например, возврат от уполномоченного учреждения (органа), ответственного за сбор административных штрафов за нарушение ПДД, излишне перечисленных средств рассматривается как восстановление кассовых выплат при условии, что дебиторская задолженность по расходам числится в учете. А возмещение сотрудником суммы штрафа в кассу учреждения отражается в учете путем начисления новых доходов согласно новым основаниям.
Все законно полученные в рамках деятельности со средствами бюджетных субсидий доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для учета "доходной" операции в рамках вида деятельности "2".
При этом специалисты уполномоченных органов прямо указывают, что в рамках вида финансового обеспечения "4" могут учитываться только доходные операции в сумме:
- полученной субсидии на выполнение задания;
- возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период деятельности учреждения в качестве получателей бюджетных средств.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), в составе доходов по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ отражаются, в частности:
- компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений;
- другие аналогичные доходы.
А в составе доходов по статье 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ:
- поступления в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности;
- возмещения ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при возникновении страховых случаев;
- иные суммы принудительного изъятия.
Автономное учреждение не является уполномоченным учреждением (органом), ответственным за сбор административных штрафов за нарушение ПДД, а также в законодательстве отсутствуют требования об обязательном возмещении сотрудником расходов учреждения по уплате административного штрафа за нарушение ПДД по вине сотрудника.
Поэтому применение статьи 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ с учетом положений Указаний N 65н будет обосновано в случае отказа сотрудника от добровольного внесения средств в счет компенсации расходов учреждения и при принятии решения о компенсации суммы административного штрафа за нарушение ПДД по вине сотрудника в судебном порядке.
Для учета расчетов по суммам доходов бюджетными учреждениями применяется счет 205 00 "Расчеты по доходам" (п. 197 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
В соответствии с п.п. 220, 221 Инструкции N 157н в редакции приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н отражению на счете 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" подлежат, в частности, расчеты по компенсации затрат или расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 "Расчеты по доходам".
Поэтому, принимая во внимание нормы п.п. 197, 220 Инструкции N 157н, в бюджетном учреждении должен производиться анализ всех получаемых доходов, так как для учета расчетов по доходам теперь используется не только счет 205 00, но и счет 209 00. При этом решение об используемом в учреждении в подобных ситуациях счете и применяемых бухгалтерских проводках целесообразно закрепить в положениях учетной политики.
При этом в устных разъяснениях специалисты Минфина придерживаются следующей логики распределения доходов между счетами 205 00 и 209 00:
- по счету 205 00 отражаются доходы, которые связаны с осуществлением уставных видов деятельности, поступление которых должно носить постоянный, прогнозируемый характер;
- расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 "Расчеты по доходам", отражаются по счету 209 00 (п. 221 Инструкции N 157н).
В рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, наиболее корректным будет применение счета 209 00 для отражения начисления доходов с учетом предположительно разового характера поступления средств.
Но окончательное решение об используемом в учреждении в подобных ситуациях счете и применяемых бухгалтерских проводках целесообразно принять исходя из специфики учреждения и закрепить в положениях учетной политики.
С учетом изложенного полагаем, что наиболее предпочтительным является применение счета 209 30 для отражения начисления доходов от возмещения расходов по уплате административного штрафа за нарушение ПДД по вине сотрудника в автономном учреждении, которые отражаются в составе доходов по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.

Налоговый учет

Расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, на основании п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
Как следует из ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, у учреждения расходы на уплату административных штрафов за нарушение ПДД при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/127, УФНС по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332).
Признанные должником (контрагентом) или подлежащие уплате должником (контрагентом) на основании решения суда, вступившего в законную силу, суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба, в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ, признаются для целей налогообложения внереализационными доходами.
Обращаем внимание, что в соответствии с положениями ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода. Уплата штрафа с последующим возмещением уплаченной суммы виновным лицом в кассу учреждения не ведет ни к возникновению потерь, ни к получению выгоды. Поэтому в учреждении может быть принято решение о неотражении суммы возмещения в составе доходов в налоговом учете. Однако в этом случае следует учитывать возможность разногласий с налоговыми органами, как правило, формально применяющими положения п. 3 ст. 250 НК РФ*(1).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Расчеты по доходам госучреждения (бюджета). Счет 205 00;
- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

21 мая 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Данная позиция высказывается также в комментариях независимых экспертов. Смотрите, например, ситуацию "О включении в доходы суммы административного штрафа, удержанного с работника" (Налог на прибыль: интересные вопросы из практики налогового консультирования (под редакцией А.В. Брызгалина). - "Налоги и финансовое право", 2014).

Все консультации данной рубрики