Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
11.06.2015
- На балансе бюджетного учреждения находятся транспортные средства (грузовые автомобили 1982 и 1987 года выпуска, фактически непригодные к эксплуатации по прямому назначению, 100%-ная амортизация), которые не проходили технический осмотр более 10 лет в связи с невозможностью их эксплуатации. Автомобили не сняты с учета в органах ГИБДД. В учете они числятся на коде вида финансового обеспечения 4 - Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Руководитель учреждения обратился с письмом к главному распорядителю бюджетных средств по поводу перевода этих основных средств в балансовом учете со счета 101.05.000 "Транспортные средства" на счет 101.04 "Машины и оборудование" как учебные тренажеры для учащихся.
Возможно ли осуществить такой перевод и каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если основные средства (грузовые автомобили) в соответствии со своими техническими характеристиками и производственным назначением были отнесены к конкретному коду ОКОФ и, соответственно, учтены на счете 101 05 "Транспортные средства", у учреждения нет оснований для перевода этих объектов на другие счета учета, в том числе и по причине невозможности их использования по прямому назначению.
В рассматриваемой ситуации наиболее верным с точки зрения действующей методологии бухгалтерского учета в учреждениях госсектора будет решение о списании грузовых автомобилей с последующим принятием к учету новых объектов (тренажеров) в ходе реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), группировка основных средств по соответствующим счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с разделами классификации, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ).
Таким образом, если основные средства (грузовые автомобили) в соответствии со своими техническими характеристиками и производственным назначением при принятии к учету обоснованно были отнесены к конкретному коду ОКОФ и, соответственно, учтены на счете 101 05 "Транспортные средства", у учреждения нет оснований для перевода этих объектов на другие счета учета, в том числе и по причине невозможности их использования по прямому назначению.
В рассматриваемой ситуации наиболее верным с точки зрения действующей методологии бухгалтерского учета в учреждениях госсектора будет решение о списании грузовых автомобилей с последующим принятием к учету новых объектов (тренажеров) в результате реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании.
Напомним, что согласно п. 34 Инструкции N 157н подготовка и принятие решения о списании имущества учреждения осуществляется специальной комиссией учреждения, действующей на постоянной основе. Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях. В рассматриваемой ситуации учреждению следует оформить Акт о списании автотранспортного средства (форма 0306004).
Обратите внимание: снятие автомобилей с регистрационного учета в территориальных органах ГИБДД желательно осуществлять до их списания с балансового учета - соответствующая информация подлежит отражению в Акте (форма 0306004).
В соответствующем разделе акта на списание основных средств в обязательном порядке должны быть указаны мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемого имущества (п.п. 51, 52 Инструкции N 157н)
Открытый перечень таких мероприятий позволяет учреждению помимо предусмотренных п. 51 Инструкции N 157н мероприятий по разборке, демонтажу, уничтожению, утилизации проводить в отношении списываемого имущества иные мероприятия, в том числе и принятие его к учету в качестве автотренажера для учащихся.
Такую приходную операцию бюджетное учреждение по общему правилу должно отразить в рамках приносящей доход деятельности (код 2). Дело в том, что применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предполагает, что в рамках вида финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" должны отражаться только доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде:
- соответствующих субсидий, а также сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет;
- любого имущества, поступающего от собственника (учредителя).
Иные доходы, в том числе и в виде стоимости нефинансовых активов, остающихся в распоряжении бюджетного учреждения после списания имущества учреждения, по общему правилу должны отражаться в рамках вида деятельности "2". При этом не имеет значения, учитывались ли соответствующие нефинансовые активы по виду деятельности "2" или по виду деятельности "4".
Фактическая стоимость таких нефинансовых активов в соответствии с положениями п. 106 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), определяется исходя из текущей оценочной стоимости материальных ценностей на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых за приведение имущества в состояние, пригодное для использования.
Также отметим, что согласно ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" объектами бухгалтерского учета в числе прочих объектов являются активы. Под активами организации государственного сектора понимаются ресурсы, от которых ожидается поступление будущих экономических выгод или возможности полезного использования.
В проекте федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" (опубликован на сайте Минфина России http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/sfo/) под активами понимаются ресурсы, контролируемые субъектом сектора государственного управления в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которых ожидается поступление субъекту экономических выгод или полезного потенциала.
Принимая во внимание сказанное, а также изменения, внесенные приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н в п. 335 Инструкции N 157н, мы считаем, что имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), должно списываться с балансового учета, так как не отвечает понятию актива (смотрите также письмо Минфина России от 19.12.2013 N 02-06-010/56211). До момента получения согласования на списание (в установленных законом случаях), а также до момента реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, это имущество в целях обеспечения его сохранности должно учитываться на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н).
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи:
1) Дебет 4 104 25 410 Кредит 4 101 25 410
- списана сумма начисленной амортизации по выведенным из эксплуатации автомобилям;
2) Увеличение забалансового счета 02 "Материальные ценности, принятые на хранение"
- в целях контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных Актом о списании, выбывшие из эксплуатации списанные транспортные средства учтены на забалансовом счете;
3) Дебет 2 101 04 340 Кредит 2 401 10 172
- приняты к учету тренажеры по оценочной стоимости;
Одновременно отражено уменьшение забалансового счета 02 "Материальные ценности, принятые на хранение"
- списаны с забалансового учета транспортные средства в связи с реализацией мероприятий, предусмотренных актом о списании (принятие к балансовому учету в качестве тренажеров).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества;
- Энциклопедия решений. Согласование списания государственного и муниципального имущества;
- Энциклопедия решений. Организация работы профильной комиссии госучреждения при списании имущества;
- Энциклопедия решений. Документы, предоставляемые госучреждением для согласования списания имущества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
25 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним