Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
15.06.2015
- В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон 44-ФЗ) заказчик обязан осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства не менее чем 15% от совокупного годового объема закупок.
Каким образом поставщик должен отчитаться перед заказчиком о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства? Какие документы должен запросить заказчик у поставщика в подтверждение?
В соответствии с каким документом должна быть установлена ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций? Если поставщик не исполнил данное условие заказчика, будет ли предусмотренный контрактом объем такого привлечения (15%) учитываться при определении объема закупок, осуществленных заказчиком в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ, и при подготовке соответствующего отчета?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Порядок документального подтверждения исполнения контрагентом предусмотренных обязательств по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, должен быть предусмотрен контрактом. На наш взгляд, подтверждающими документами могут быть, в частности, копии договоров, актов выполненных работ, платежных поручений.
Размер ответственности за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условия о привлечении к исполнению контрактов лиц из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должен определяться в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.
В случае неисполнения контрагентом условия контракта о привлечении к исполнению контракта лиц из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотренный контрактом объем такого привлечения не учитывается ни при определении объема закупок, осуществленных заказчиком в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ, ни при подготовке соответствующего отчета.
Обоснование позиции:
1. Как следует из ч.ч. 5 и 6 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), в проект контракта в обязательном порядке должны включаться конкретное значение объема привлечения поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее - контрагент) к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНО), а также положение о гражданско-правовой ответственности контрагентов за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СПМ, СОНО (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Невыполнение этого требования является нарушением, что подтверждается и правоприменительной практикой (решения ФАС от 19.03.2015 № К-200/15, от 15.01.2015 № К-10/15, п. 5 темы 1 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2014), решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.01.2015 по делу № А62-6214/2014.
Будучи включенным в контракт, условие о привлечении к исполнению контрактов лиц из числа СМП и СОНО становится условием исполнения предусмотренных контрактом обязательств, которые, в свою очередь, должны быть исполнены с учетом этого условия (ст. 309 ГК РФ). Следовательно, исполнение подобного контракта с нарушением указанного условия является ненадлежащим исполнением обязательства, то есть может квалифицироваться как основание для наступления гражданско-правовой ответственности.
Закон № 44-ФЗ не предусматривает правил, позволяющих заказчику проконтролировать, какой объем товаров (работ, услуг) действительно был поставлен (выполнен, оказан) не контрагентом, а привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП и СОНО. Отсутствуют в этом Законе и нормы, обязывающие контрагента предъявлять заказчику какие-либо документы, подтверждающие факт привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО. В ч. 2 ст. 101 Закона № 44-ФЗ содержится лишь общее положение, обязывающее заказчика осуществлять контроль за предусмотренным ч. 5 ст. 30 данного Закона привлечением контрагентом к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО*(1). А частью 2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что контрагент в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств.
На наш взгляд, из приведенных норм следует, что заказчик вправе запрашивать у контрагента документы, подтверждающие исполнение условия контракта о привлечении контрагентом субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО, а контрагент обязан предоставить соответствующие документы и иную информацию, касающуюся хода исполнения обязательств, в соответствии с условиями контракта. Иными словами, способ и порядок подтверждения контрагентом факта исполнения обязанности, указанной в ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, следует предусматривать условиями контракта*(2). По мнению представителей Минэкономразвития России, исполнение контрагентом обязанности, указанной в ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, может подтверждаться копиями договоров, актов выполненных работ, платежных поручений и т.п. (письмо от 08.11.2013 № Д28и-2183)*(3).
2. Часть 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, указывая на необходимость включения в контракт условия о гражданско-правовой ответственности контрагентов за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов лиц из числа СМП, СОНО, не конкретизирует порядок определения такой ответственности, ее вид и размер. На наш взгляд, поскольку, как показано выше, неисполнение указанного условия является не чем иным, как ненадлежащим исполнением предусмотренного контрактом обязательства, ответственность за это должна определяться в соответствии с общим порядком, установленным Законом № 44-ФЗ.
Соответствующий порядок определен в ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в силу части 8 которой за не связанное с просрочкой неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, начисляются штрафы. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее - Правила).
Следовательно, как нам представляется, размер ответственности за неисполнение контрагентом условия о привлечении к исполнению контрактов лиц из числа СМП, СОНО должен определяться именно в соответствии с Правилами. В подтверждение сказанному смотрите, например, письмо Минэкономразвития России от 22.12.2014 № Д28и-2777, п. 6.7 приказа Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области от 30.04.2015 № 16, решение УФАС России по Ростовской области от 26.06.2014 по делу № 1238/03, с текстом которого можно ознакомиться по ссылке: http://zakupki.gov.ru/pgz/docume№tIcrDow№load?docume№tId=121242.
3. На основании ч. 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ в отчет об объеме закупок у СМП, СОНО, указанный ч. 4 данной статьи, включается информация об объеме привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. При этом согласно пп. "е" п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238, в позиции 6 формы отчета об объеме закупок у СМП и СОНО учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО, но не более объема, установленного условиями контракта в виде процента цены контракта.
Очевидно, что в случае неисполнения контрагентом условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, отсутствует и показатель, который может быть включен в отчет об объеме закупок у СМП, СОНО и учтен в объеме закупок, которые должны осуществляться заказчиками в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
В заключение отметим, что правоприменительной практики по заданным вопросам мы не обнаружили. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в ФАС России.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
25 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Смотрите в связи с этим, например: п. 1.4. постановления Администрации Харовского муниципального района Вологодской области от 06.05.2014 № 87, п. 2 раздела 5 решения Совета Саргатского муниципального района Омской области от 28.03.2014 № 17, п. 14 постановления администрации Карабашского городского округа Челябинской области от 06.02.2014 № 46.
*(2) Соответствующие рекомендации можно обнаружить и в некоторых нормативных актах (пп. 6.3.2 п. 6.3 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Департамента г. Москвы по конкурентной политике от 05.03.2014 № 70-01-28/14, пп. 6.3.2 п. 6.3 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области от 30.04.2015 № 16, п. 6.4 Методических рекомендаций, утвержденных Комитетом конкурентной политики Республики Крым в 2015 г., с которыми Вы можете ознакомиться на Интернет-сайте "Государственные закупки в Республике Крым": http://www.zakup-rk.ru/co№te№t.php?cid=MetodRekome№d&mid=114&m2=246).
*(3) Напомним, что Минэкономразвития России не обладает компетенцией по разъяснению законодательства РФ, на что указано и в приведенном письме.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним