Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

18.06.2015
ВОПРОС:
Организация приобрела автомобиль по договору лизинга по выкупной стоимости менее 40 000 руб. У организации-продавца и организации-покупателя один учредитель с долей участия соответственно 50% и 51%. Обе организации применяют общую систему налогообложения. Автомобиль приобретен по отдельному договору купли-продажи.
По какой цене (рыночной или выкупной) организация-продавец может продать автомобиль другой организации?
Если по рыночной цене, то нужен ли оценщик, или организация сама может оценить стоимость транспортного средства?
Возможно ли минимизировать налогообложение, так как продажа идет между своими юридическими лицами?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе реализовать автомобиль по цене, установленной договором купли-продажи. Определение рыночной цены автомобиля с привлечением независимого оценщика не обязательно.

Обоснование вывода:

Цена продажи автомобиля

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 ГК РФ). При этом законодательством не предусмотрено регулирования цен на автомобили.

В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Данное положение применимо и к ценам, которые устанавливают стороны сделок. Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). При этом покупателем товар оплачивается по цене, предусмотренной договором купли-продажи (п. 1 ст. 485 ГК РФ).

Таким образом, цена продажи автомобиля в рассматриваемой ситуации определяется сторонами договора самостоятельно.

 

Необходимость привлечения оценщика для установления рыночной цены автомобиля

Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества носит добровольный характер, за исключением случаев, предусмотренных, в частности, Федеральными законами от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", и не распространяющихся на рассматриваемую ситуацию.

В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 135-ФЗ) отчет независимого оценщика, составленный в порядке и по основаниям, предусмотренным этим же законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством РФ не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Сведения, содержащиеся в отчете, могут быть оспорены (ст. 13 Закона № 135-ФЗ). В соответствии с п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 № 92 в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках конкретного спора (в том числе и с налоговым органом) отчет независимого оценщика суды должны учитывать как одно из доказательств по делу (ст. 75 АПК РФ). Согласно ст. 51 АПК РФ оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Таким образом, в случае возникновения споров с налоговыми органами по поводу правильности определения рыночной цены реализованного имущества для целей налогообложения отчет оценщика будет рассматриваться судом как дополнительное доказательство по делу.

Это еще раз подтверждает, что проведение независимой оценки при реализации имущества не является обязательным.

 

Налогообложение

Налог на прибыль организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ). Соответственно, налоговой базой по налогу на прибыль для указанной категории налогоплательщиков признается денежное выражение прибыли, определяемой как разница между полученными ими доходами и произведенными расходами (п. 1 ст. 274 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ при формировании налогооблагаемой прибыли учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Для целей главы 25 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Из п. 1 ст. 248 НК РФ следует, что в целях налогообложения прибыли товары определяются в соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ, который устанавливает, что товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Следовательно, в связи с совершением операции по продаже на возмездной основе автомобиля у организации возникнет необходимость признания в налоговом учете дохода от реализации товара.

При переходе имущества в собственность лизингополучателя данное имущество перестает быть предметом лизинга. То есть лизинговое имущество выбывает, а к учету принимается собственное имущество, первоначальная стоимость которого определяется как выкупная цена без НДС, поскольку лизинговые платежи уже отражены в расходах лизингополучателя. Поэтому первоначальной стоимостью автомобиля при переходе прав собственности на него в налоговом учете будет выкупная цена, предусмотренная договором купли-продажи (письмо Минфина России от 04.03.2008 № 03-03-06/1/138).

Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. В рассматриваемом случае стоимость автомобиля, приобретенного организацией по договору купли-продажи, менее указанной величины, следовательно, такое имущество по стоимостному критерию не может быть признано амортизируемым.

При реализации выкупленного автомобиля организация признает доход от реализации в сумме полученной выручки (п. 1 ст. 249 НК РФ). В силу п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму обоснованных, документально подтвержденных расходов, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В таком случае стоимость принятого на учет автомобиля при его реализации подлежит признанию в составе материальных расходов (п. 1 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако, если организация уже включила в расходы стоимость приобретенного имущества в качестве материальных расходов, сумму, полученную покупателя, организация должна включить в состав доходов от реализации без уменьшения на стоимость его приобретения. Ведь согласно п. 5 ст. 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика для целей исчисления налога на прибыль, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

 

НДС

Если местом реализации автомобиля в рассматриваемой ситуации будет признаваться территория РФ (ст. 147 НК РФ), то у организации-продавца возникнет объект обложения НДС, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ (п. 1 ст. 39, п. 3 ст. 38 НК РФ).

В данном случае применяется налоговая ставка в размере 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм предоплаты выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения предоплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ).

 

Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Налоговая база как по НДС, так и по налогу на прибыль при реализации основного средства исчисляется исходя из цен, определяемых с учетом норм ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154, п. 6 ст. 274 НК РФ).

Так, для целей налогообложения цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Пункт 3 ст. 105.3 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если, в частности, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), не доказано обратное.

При осуществлении налогового контроля ФНС России проверяет полноту исчисления и уплаты в том числе налога на прибыль, НДС (если одной из сторон сделки является организация, не являющаяся налогоплательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС) в порядке, предусмотренном главой 14.5 НК РФ (п. 4 ст. 105.3 НК РФ). В случае выявления занижения сумм этих налогов ФНС производит корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 этой же статьи). Таким образом, цены, применяемые в сделках, могут проверяться исключительно ФНС России (а не территориальными налоговыми органами) и только в отношении тех сделок между взаимозависимыми лицами, которые признаются контролируемыми.

Нормами ст. 105.1 НК РФ установлены критерии признания взаимозависимыми юридических и физических лиц. В частности, взаимозависимыми лицами признаются (п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%. В то же время, даже в случае признания лиц взаимозависимыми (как в рассматриваемом случае), сделки между ними подлежат контролю не во всех случаях, а только при наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.17, смотрите также письмо Минфина России от 24.02.2012 № 03-01-18/1-17).

Обстоятельства, при наличии хотя бы одного из которых сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой, если иное не предусмотрено п.п. 3, 4 и 6 ст. 105.14 НК РФ, перечислены в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой при наличии, в частности, хотя бы одного из следующих обстоятельств (остальные критерии, перечисленные в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, в данном случае неприменимы):

  • сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между этими лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по этому налогу налоговую ставку 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Названные сделки признаются контролируемыми в том случае, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

При этом главой 14.5 НК РФ установлен порядок проведения налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Как следует из п. 1 ст. 105.17 НК РФ, указанная в п. 4 ст. 105.3 НК РФ проверка может проводиться ФНС в следующих случаях:

  • при получении уведомления о контролируемых сделках, направляемого налогоплательщиком (п. 1 ст. 105.16 НК РФ);
  • при получении извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, о контролируемых сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ);
  • при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Этот перечень является исчерпывающим, и иных оснований для проверки правильности цен, примененных в сделке между взаимозависимыми лицами, НК РФ не предусматривает.

Вместе с тем специалистами официальных органов неоднократно разъяснялось, что, если налогоплательщиком искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, или манипулирование налогоплательщиком ценами в сделках приводит к получению необоснованной налоговой выгоды, со стороны налоговых органов возможно установление фактической взаимозависимости лиц, в том числе в соответствии с п. 7 ст. 105.1 НК РФ, или признание сделки контролируемой на основании положений п. 10 ст. 105.14 НК РФ, а также доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (смотрите, например, письма Минфина России от 19.11.2012 № 03-01-18/9-173, от 08.11.2012 № 03-01-18/8-162). Более того, из разъяснений Минфина России и ФНС России следует, что цены по сделкам между взаимозависимыми лицами будут подлежать особому контролю со стороны налоговых органов в любом случае.

Соответственно, есть риск доначисления налогов исходя из рыночной стоимости автомобиля. Кроме того, налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене (п. 3 ст. 105.3 НК РФ).

Источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны, в частности, информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации, информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование (смотрите, например, письма Минфина России от 01.11.2011 № 03-02-08/113, от 19.10.2011 № 03-02-08/111, от 31.12.2009 № 03-02-08/95, письма Управления МНС по г. Москве от 06.02.2004 № 23-10/4/07499, от 20.07.2001 № 03-12/33431).

Однако реализуемый автомобиль ранее находился в эксплуатации, по нему начислялась амортизация. Поэтому, когда он выставляется на продажу, то найти на рынке аналогичное транспортное средство (эксплуатировавшееся в таком же режиме, с аналогичной остаточной стоимостью и т.п.) маловероятно.

С учетом всего перечисленного считаем, что указанная в договоре купли-продажи цена автомобиля и будет являться рыночной, применяемой для расчета налоговой базы.

 

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

  • Энциклопедия решений. Ответственность за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ);
  • Энциклопедия решений. Учет реализации товаров за плату;
  • Энциклопедия решений. Цена товара и порядок оплаты по договору купли-продажи.

 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

4 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики