Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
22.06.2015
- Бюджетное учреждение имеет комплекс зданий в оперативном управлении на одном земельном участке. На данный момент для технической эксплуатации этих зданий необходимо проложить новые сети водо-, теплоснабжения, не затрагивая старых. Предметом договора является прокладка сетей водо-, теплоснабжения. Сети будут проложены вне зданий (наружные). Отдельно поставка комплектующих условиями договора не предусмотрена. Предоставление накладных на комплектующие не содержится в условиях договора. Результаты работ будут приниматься по формам КС-2, КС-3. По мнению специалистов учреждения, данные работы осуществляются не в рамках ремонта имущества, при этом новые сети не будут являться продолжением или составной частью уже существующих.
По какой статье КОСГУ необходимо оплатить данные работы: 226 или 310 (как формирование новых основных средств)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение вопросов о квалификации произведенных работ, а также заключенных договоров необходимо осуществлять с привлечением компетентных должностных лиц учреждения.
По нашему мнению, работы по прокладке сетей водо-, теплоснабжения могут быть квалифицированы в качестве работ по созданию новых объектов (дополнительных сетей водо-, теплоснабжения), соответственно, расходы могут быть осуществлены за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Обоснование вывода:
При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).
Отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания фактов хозяйственной жизни (операций). Следовательно, при составлении договоров (контрактов) желательно соотносить их содержание с положениями Указаний № 65н.
Вопросы отнесения работ к реконструкции (дооборудованию, модернизации), ремонту уже существующих объектов или к созданию новых объектов не относятся к компетенции бухгалтерской службы учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими техническими специалистами. В то же время обеспечение целевого использования средств бюджетных субсидий или средств бюджетного учреждения от приносящей доход деятельности является одной из функций бухгалтерии (финансово-экономической службы). Поэтому в тех случаях, когда для отнесения расходов на определенный код бюджетной классификации принципиальное значение имеет характер строительных работ, ответственному сотруднику бухгалтерии желательно в письменном виде перед осуществлением расходов поставить соответствующие вопросы перед руководителем учреждения и (или) профильным структурным подразделением учреждения. И только после получения заключения о квалификации работ должны осуществляться кассовые расходы по оплате соответствующих обязательств.
Если же описанный выше порядок работы не соблюдается и сотрудники бухгалтерии (финансово-экономической службы) самостоятельно определяют характер работ с целью отнесения расходов на определенный вид финобеспечения (определенный КБК), то они тем самым, по сути, берут на себя ответственность за возможные последствия такого решения.
Следует заметить, что при квалификации осуществляемых работ в учреждении могут быть учтены в том числе и положения Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359). Согласно введению к указанному Классификатору в состав зданий как вида основных фондов входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами. Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации включают в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода. Как видим, сети, находящиеся за пределами здания (наружные сети), не входят в состав основного средства "здание" (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2011 № А60-46204/2010).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации в зависимости от конкретных обстоятельств и на основании профессионального суждения должностных лиц учреждения обоснованно могут применяться различные статьи (подстатьи) КОСГУ:
1) работы по прокладке сетей водо-, теплоснабжения могут быть квалифицированы в качестве создания нового объекта нефинансовых активов, соответственно, расходы будут относиться на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ;
2) расходы, связанные с прокладкой сетей водо-, теплоснабжения, могут осуществляться в рамках проведения ремонтных работ и, следовательно, оплачиваться за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ;
3) прокладка сетей водо-, теплоснабжения может осуществляться в рамках договоров по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, осуществление расходов по которым прямо предусмотрено за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ;
4) прокладка сетей водо-, теплоснабжения может рассматриваться в качестве монтажных работ по оборудованию, требующему монтажа, осуществляемых также за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Обратите внимание, что в этом случае данные работы не должны быть предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.
При этом обращаем внимание, что при оплате соответствующих расходов в полном объеме за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ не получится полностью исключить риск разногласий с уполномоченными органами. Так, включение в стоимость монтажных работ стоимости монтируемых конструкций, оборудования и прочих нефинансовых активов может расцениваться в качестве "манипулирования" положениями Указаний № 65н в целях применения "удобных" статей (подстатей) КОСГУ. Заключение договора на прокладку сетей водо-, теплоснабжения, материалы для изготовления которых у заказчика фактически отсутствуют, может рассматриваться в качестве нарушения требований гражданского законодательства. Так как в договоре указано, что при выполнении работ используются материалы исполнителя, то может возникнуть вопрос: почему поставка материалов не была оформлена должным образом?
Минимизировать риски в подобной ситуации можно, произведя оплату по указанному в вопросе договору по нескольким кодам КОСГУ: поставку нефинансовых активов - за счет статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ, монтаж (прокладку) - за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В этом случае результаты исполнения заключенного договора должны быть подтверждены, соответственно, накладной и актом выполненных работ.
В рассматриваемой ситуации, по нашему мнению и с учетом позиции специалистов учреждения, прокладка сетей водо-, теплоснабжения может быть квалифицирована в качестве работ по созданию новых объектов (дополнительных сетей водо-, теплоснабжения), соответственно, расходы могут относиться на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
3 июня 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним