Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

23.06.2015
ВОПРОС:
В 2012 году органом государственной власти у сторонней организации был сделан заказ на изготовление справочников административно-территориального устройства и дисков с записью проведенных в регионе спортивно-массовых мероприятий. Указанные материальные ценности предназначены для раздачи подведомственным госучреждениям.
Оплата проведена за счет подстатьи 226 КОСГУ, расходы списаны на финансовый результат. Материальные ценности учтены на забалансовом счете 02 до последующей передачи учреждениям. Однако переданы они так и не были. За прошедшее время информация, содержащаяся в справочниках и записях на дисках, стала неактуальной, их передача нецелесообразна.
Установлены ли какие-либо временные рамки, по истечении которых справочники и диски можно было бы признать неактуальными и списать? Правомерно ли вообще учитывать такие объекты на счете 02?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Инструкциями № 157н и № 162н учет нефинансовых активов, приобретенных с целью их передачи подведомственным учреждениям, на забалансовых счетах, в том числе на счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение", не предусмотрен. Учет таких объектов до передачи подведомственным учреждениям может быть организован на балансовом счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".

Условия признания информации, содержащейся в печатных изданиях (носителях информации), неактуальной нормативными актами не оговорены.

Срок (период), по истечении которого указанные материальные ценности становятся неактуальными (морально устаревшими), может быть определен учреждением в рамках своей учетной политики. 

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что положения ст. 161 БК РФ, регулирующие особенности правового положения казенных учреждений в бюджетных правоотношениях, распространяются и на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ).

Бюджетный учет в казенных учреждениях регулируется "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н) и разработанной на её основе Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).

Объект имущества принимается к балансовому учету в качестве основного средства или материального запаса, если он отвечает условиям отнесения соответствующего вида имущества к объектам основных средств или материальным запасам, соответственно (смотрите п.п. 38, 39, 41, 99 Инструкции № 157н).

При этом в обязательном порядке должно соблюдаться единое для всех объектов учета условие: имущество должно предназначаться для использования в деятельности учреждения.

Иными словами, если изначально приобретаемые нефинансовые активы (вне зависимости от признания их основными средствами или материальными запасами) не планируется использовать в деятельности учреждения, принятие их к учету в качестве основных средств или материальных запасов будет противоречить положениям Инструкции № 157н. Следовательно, при отражении в учете учреждения указанных активов не могут быть задействованы счета учета основных средств или материальных запасов. Не предусмотрен Инструкциями № 157н и № 162н и учет нефинансовых активов, приобретенных с целью их передачи подведомственным учреждениям, на забалансовых счетах, в том числе на счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение". Учет таких объектов до передачи подведомственным учреждениям может быть организован на балансовом счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".

В рассматриваемой ситуации на забалансовом учете учреждения на счете 02 (что, как уже было отмечено, противоречит действующей методологии учета) числятся печатные издания (справочники, буклеты) и носители информации (CD-диски), своевременно не переданные по назначению. Потребительскую ценность печатного издания и носителя информации представляет содержащаяся в них информация. А она со временем может потерять свою актуальность.

Одним из оснований списания нефинансовых активов является их моральный износ, из-за которого имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению (п. 51 Инструкции № 157н).

Следует отметить, что определить моральный износ достаточно сложно, поскольку устаревшее морально имущество по-прежнему в той или иной степени может эксплуатироваться.

Условия признания информации, содержащейся в печатных изданиях (носителях информации), неактуальной нормативными актами, регламентирующими учет в учреждениях госсектора, не оговорены.

Срок (период), по истечении которого указанные материальные ценности становятся неактуальными (морально устаревшими), может быть определен учреждением в рамках своей учетной политики. При этом профильной комиссией учреждения в каждом конкретном случае должна быть произведена всесторонняя взвешенная оценка таких материальных ценностей и дано заключение об их состоянии.

Отметим, что состояние объекта (целесообразность его эксплуатации) определяется профильной комиссией учреждения на основании заключений следующих специалистов (специализированных организаций):

  • компетентных должностных лиц учреждения. При этом экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за рассматриваемые материальные ценности;
  • специалистов необходимой квалификации, привлеченных, например, из других учреждений, подведомственных учредителю;
  • специализированных организаций (экспертов).

Заключение о списании прикладывается к актам на списание нефинансовых активов в качестве обоснования целесообразности данной операции.

В отношении носителей информации (CD-дисков) отметим, что по своим техническим характеристикам они могут быть перезаписываемыми, соответственно, даже если записанная на них информация в настоящее время утратила свою актуальность, их можно использовать для хранения, переноса другой информации, обмена данными. 

К сведению:
Минфин России определяет порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации, устанавливает перечни расходов бюджетов, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи КОСГУ (п. 2 ст. 18, п. 4 ст. 23.1 БК РФ). Действующие в настоящее время Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ утверждены приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н). В 2012 году действовали Указания, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н, в 2013 году - Указания, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.2012 № 171н.

По общему правилу расходы на изготовление из материалов подрядчика (контрагента) объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующей Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.

Так, согласно Указаниям № 65н и ранее действовавшим Указаниям № 171н и 180н расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются (осуществлялись) за счет подстатьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, - за счет подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Таким образом, факт оплаты услуг по изготовлению справочников и CD-дисков с записью за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ может стать поводом для признания данных расходов нецелевым использованием бюджетных средств. Кроме того, так как приобретенные активы так и не были переданы по назначению, в ходе контрольных мероприятий также может встать вопрос о неэффективности произведенных расходов.

 

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

 

2 июня 2015 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг

Все консультации данной рубрики