Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

29.06.2015
ВОПРОС:
Организация является владельцем средств наружной рекламы (видеоэкраны), применяет общую систему налогообложения. По договорам с Департаментом СМИ и рекламы организация платит за право размещения экранов, в этих же договорах установлена обязанность размещать социально значимую для города рекламу ("социалку"), в которой отсутствует упоминание о спонсорах.
Должна ли организация платить налоги с этой реализации, если доход от этого не получает?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае стоимость услуг по безвозмездному "размещению социально значимой для города рекламы (социалки)" не облагается НДС и налогом на прибыль организаций.
Расходы, связанные с безвозмездным оказанием этих услуг учитываются в составе прочих расходов при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Обоснование вывода:

НДС

Объектом налогообложения для целей исчисления НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ как на возмездной, так и безвозмездной основе (п. 1 ст. 146 НК РФ). Операции и по передаче товаров в рекламных целях не освобождаются от налогообложения, за исключением товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Вместе с тем на основании пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:
- в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;
- в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7% площади кадра;
- в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5% рекламной площади (пространства).
Эти требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
Следует иметь в виду, что понятие "социальная реклама" определено в части 11 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), согласно которой социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Статьей 3 Закона "О рекламе" определены следующие понятия:
рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Требования к социальной рекламе и порядку ее распространения установлены ст. 10 Закона "О рекламе".
Согласно части 3 ст. 10 Закона "О рекламе" заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном ГК РФ.
На основании части 4 ст. 10 Закона "О рекламе" в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
При этом частью 5 ст. 10 Закона "О рекламе" установлено, что вышеуказанные ограничения не распространяются на упоминание об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным данной статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
Таким образом, услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы, оказываемые рекламопроизводителями и (или) рекламораспространителями, не облагаются налогом на добавленную стоимость в случае, если данные услуги оказаны на безвозмездной основе, при выполнении требований, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ (смотрите, например, письмо ФНС России от 18.11.2011 N ЕД-4-3/19322@ "О разъяснении отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы").
То есть в рассматриваемой ситуации безвозмездное оказание услуг по "размещению социально значимой для города рекламы (социалки)" не облагается НДС.
В целях реализации положений пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ налоговый орган (в случае сомнения в отношении правомерности и обоснованности применения рекламопроизводителями или рекламораспространителями освобождения от налогообложения соответствующих операций) вправе с соответствующим запросом обратиться в антимонопольный орган (в Федеральную антимонопольную службу), соответствующие органы государственной власти (органы местного самоуправления).
Кроме того, на основании п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Налог на прибыль организаций

Для целей налогообложения прибыли стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) и расходы, которые несет организация при такой передаче, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Иными словами, стоимость услуг по изготовлению (размещению) социальной рекламы налогом на прибыль организаций не облагается.
При этом согласно пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе учитываются в составе прочих расходов при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Указанная норма позволяет организациям, которые понесли затраты на производство или распространение рекламы на безвозмездной для заказчика основе, учесть их в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо ФНС России от 18.11.2011 N ЕД-4-3/19322@).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

8 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики